четвер07 листопада 2024
kriminal-tv.in.ua

Актуальные субкультуры: границы идентичности.

Существует две теории происхождения субкультур. Некоторые утверждают, что субкультура является неотъемлемой частью формирования подростка. В связи с этим можно привести слова премьер-министра Франции в 1847-1848 годах Франсуа Гизо: «Кто не республиканец в двадцать лет, у того нет сердца; кто республиканец после тридцати, у того нет ума».
Актуальные субкультуры: границы идентичности.

Существует две теории происхождения субкультур. Некоторые утверждают, что субкультура – неотъемлемая часть становления подростка. В этом можно процитировать слова премьер-министра Франции в 1847-1848 годах Франсуа Гизо: «Кто не республиканец в двадцать лет, у того нет сердца; кто республиканец после тридцати, у того нет головы»

Безусловно, идея о том, что субкультура – лишь часть взросления, звучит как истина и, конечно, имеет своих сторонников, ведь в период молодости человек действительно активно ищет свою идентичность и, нередко, противопоставляет себя обществу или его устоявшимся нормам.

Однако существуют и другие мнения по этому поводу, которые акцентируют внимание на том, что появлению субкультур всегда предшествует исторический фундамент. То есть, субкультуры не возникают просто из вакуумного пространства, а всегда являются реакцией на социальные, экономические или политические условия.

Например, такие субкультуры, как панки или хиппи, зародились как реакции на конкретные социально-политические события – войну во Вьетнаме, социальную несправедливость и консервативные ценности, которые, по мнению молодежи, не соответствовали их ожиданиям и видению будущего.

В целом любые изменения в социуме отражаются на всех, однако наиболее динамично они сказываются именно на молодом поколении.

Поэтому такое социокультурное явление необходимо рассматривать через призму понятия когорта (группа людей, родившихся в один и тот же период времени). Каждая субкультура формируется в конкретной исторической и социальной обстановке, где когорта людей, объединенных схожими ценностями, интересами или обстоятельствами, создает отдельное культурное сообщество. Когорта может выступать основой для рождения субкультуры, которая затем развивается, трансформируется и локализуется, раскалываясь на более узкие группы.

Исторически субкультуры начали формироваться под влиянием социальных изменений и потрясений. Первые отголоски от традиционности возникли в США и Великобритании, а позже оперативно распространились по Западной Европе.

Одним из таких ключевых моментов стала послевоенная эпоха, а именно 1950-е и 1960-е годы ознаменовали появление новых молодежных течений. Тогда происходили значительные изменения в обществе: эпоха хиппи, затем – рок-фестиваль «Вудсток» и начало сексуальной революции.

Таким образом, субкультура – это форма бунтовой позиции человека. Бунт, в свою очередь, проявляется по-разному: через стиль одежды, музыку, идеологию, образ жизни или политические взгляды и т.д.

В советские времена субкультуры угнетались и устранялись, поскольку это противоречило мифу о «советском человеке», а также позволяло «инакомыслию» проникать в молодые и незрелые умы «советского народа».

Но, в конечном итоге, если откинуть толкование коммунистических догм, то, несмотря на определенные ограничения, субкультуры все же время от времени возникали. Система «старшего брата» не была предусмотрена для «самиздатчиков», «тамиздатчиков», фильмов, радио, а особенно – для музыки (которая является самым мощным инструментом пропаганды, потому что, в отличие от изображений, имеющих фиксированный момент, она может длиться бесконечно, создавая постоянное влияние на слушателя).

Первые субкультуры возникли в 1950-е годы и назывались «стиляги». Они копировали американский образ жизни, ярко одеваясь и слушая джаз или рок-музыку. Позже, в 1970-е годы, под «железный занавес» проникла культура хиппи, а затем стали появляться битники (фанаты «Битлз»), панки и рокеры. С развалом союза нахлынули новые культурные тенденции, поэтому в 1990-е годы в Украине, в частности, возникли первые металлисты, рейверы, скинхеды, байкеры, хипстеры, эмо и готы.

С развитием глобализации, а также цифровизации привычный социум, состоящий из множества групп, стал наполняться еще большим количеством новых течений. То есть, как бы это ни было парадоксально, глобализация, объединяющая мир, также способствовала его локализации или расколу на другие малые группы. С распространением интернета и социальных сетей люди больше не привязаны к сообществу территориально, а находят взаимодействие с ним виртуально, поэтому современный мир настолько фрагментарен.

В настоящее время украинское общество насыщено различными субкультурами, однако в этой статье будут рассмотрены наиболее доминирующие контркультуры: офники, скейтеры, альтушки, халлю, квадроберы и геймеры.

Итак, кто они такие?

Офники

Эта субкультура возникла в Украине в начале 2010-х и стала частью феномена «уличных боев». Их культура построена вокруг агрессивного поведения. Теоретически можно сказать, что офники заменили гопников, однако это будет слишком упрощенное мнение. Разница между этими двумя культурами заключается в наличии определенной идеологии. И если офники имеют определенную цель, то у гопников она отсутствует.

Происхождение слова «офник» до конца неизвестно. Существует версия, что это связано с футбольными фанатами, а именно сокращение происходит от русского «ОколоФутбол», что обозначает группы людей, вовлеченных в драки и активности, сопутствующие футбольным матчам.

Но в любом случае, офники считают силу важной ценностью. Их основная деятельность – организованные драки, так называемые «забивы», где две группы встречаются для демонстративного физического конфликта.

Внешний вид офников обычно включает спортивные костюмы и брендированную одежду – такую как Adidas и Nike.

Скейтеры

Субкультура, сосредоточенная на активности, а именно – катании на скейтборде. Молодые люди носят свободную и функциональную одежду, которая позволяет не просто осуществлять физические действия, но и неразрывно связывать себя с чувством свободы и независимости.

Катаются часто в городских условиях: на лестницах, бордюрах, парапетах и других элементах городской среды. Скейтеры постоянно находятся в поиске совершенствования своих навыков. Базовые трюки, которые должен уметь выполнять скейтер, – это «олли» (трюк, при котором тело и доска поднимаются в воздух без использования рук), «грайнд» (скольжение на передней подвеске, когда ты находишься спиной к препятствию), «мануал» (катание на задних колесах) и другие.

0

В 2020 году на Олимпийских играх в Токио скейтбординг дебютировал как олимпийский вид спорта и также был включен в программу в 2024 году.

Таким образом, скейтбординг бывает не просто увлечением или активностью, а и серьезной дисциплиной, которая требует высокого уровня физической подготовки и технического мастерства.

Альтушки

Представители этой субкультуры характеризуются эксцентричным стилем одежды, который содержит элементы различных модных направлений и подчеркивает индивидуальность и креативность. Стиль альтушки не сосредоточен на каком-либо направлении, поскольку это смесь таких стилей, как панк, готика, гранж и т.д.

1

Музыкальные предпочтения альтушек варьируются от инди-рока и пост-панка до электроники и хип-хопа. Эта субкультура часто выражает психологические страдания, что связывает ее с культурой «дид инсайд», предполагая отсутствие смысла в жизни.