вторник03 декабря 2024
kriminal-tv.in.ua

Почему прокуроры нуждаются в инвалидности и что стоит за отставкой Костина? Интервью с бывшим заместителем генпрокурора.

После скандала в Хмельницкой области прокуроры с инвалидностью стали источником сотен мемов. Этот вопрос рассматривается на заседании СНБО, генпрокурор подает в отставку, и принято решение о ликвидации МСЭК, признанного рассадником коррупции. Невероятная активность, не правда ли?
Почему прокуроры нуждаются в инвалидности и что стоит за отставкой Костина? Интервью с бывшим заместителем генпрокурора.
Бывший генпрокурор Андрей Костин, экс-заместитель генпрокурора Николай Голомша, президент Украины Владимир Зеленский (слева направо)

Николай Голомша (родился в 1962 году) — выпускник Харьковского юридического института. После окончания учебы работал в прокуратуре Львовской, Ровненской и Черновицкой областей. В 2003-2007 и в 2014 годах занимал должность заместителя генерального прокурора Украины. В 2017 году защитил диссертацию и получил звание доктора философии в области государственного управления. Заслуженный юрист. В 2009 году был награжден орденом князя Ярослава Мудрого V степени.

Зачем прокурору инвалидность?

Справки о фальшивой инвалидности служат для предотвращения мобилизации. Прокурорам в Украине не угрожает фронт, так как эти должностные лица не подлежат призыву. Так зачем им вообще инвалидность?

Вы знакомы с человеческой меркантильностью? Прокуроры, помимо зарплаты, стремятся к дополнительным доходам, а оформление инвалидности — это эффективный способ их получения. Ведь пенсия по инвалидности — это довольно значительная сумма.

Но у прокуроров есть право на пенсию по выслуге лет. После ее назначения они могут одновременно получать и пенсию, и зарплату. То есть законно иметь дополнительные деньги без оформления фальшивой инвалидности.

Вы не учитываете один важный момент: пенсию за выслугу лет нельзя просто так получить, ее нужно заслужить. Необходимо отработать в прокуратуре 25 лет, из которых 15 лет — на прокурорских должностях.

Мошенники не хотят ждать так долго. Они нашли лазейку в законодательстве. Лазейка заключается в том, что прокуроры, признанные инвалидами первой или второй группы, могут получать пенсию по инвалидности в размере 60% от своей зарплаты (и далее — внимание!) при наличии стажа работы в прокуратуре не менее 10 лет. Понимаете — всего 10 лет вместо 25! И вы получаете такие же деньги, как после четверти века тяжелой службы. Осталось только наладить контакт с МСЭК, что для мошенников не представляет сложности.

Кстати, группа инвалидности также предоставляет определенные социальные гарантии для прокурора. Чиновника с инвалидностью не могут перевести на службу в другой регион без его согласия, его не так легко уволить или сократить, он получает от государства определенные льготы и так далее.

Кстати, у скандальных прокуроров Хмельницкой области была именно вторая группа инвалидности. Почему не первая? Постыдились?

Думаю, это связано с их осторожностью. Вторая группа позволяет сохранить баланс между физическими возможностями и профессиональной нагрузкой. Ведь группа инвалидности показывает, что человек утратил часть своей трудоспособности.

Человек с инвалидностью не должен подвергаться дискриминации — его не могут уволить из-за группы. Однако руководство должно учитывать состояние здоровья работника относительно его нагрузки и характера работы. Мошенникам в прокуратуре требуется оформить пенсию по инвалидности и сохранить должность. Им необходимо быть больными ровно настолько, чтобы их физическое состояние позволяло им выполнять служебные обязанности. Поэтому и выбирается вторая группа.

Но вот интересно, что прокурор Хмельницкой области Алексей Олейник (уволился 17 октября по собственному желанию на фоне скандала с инвалидностями среди прокуроров — ред.) также имеет вторую группу инвалидности. Не знаю, является ли она поддельной или настоящей. Но как бывший заместитель генерального прокурора скажу: вряд ли человек со второй группой инвалидности может эффективно исполнять обязанности областного прокурора. За этим должны следить кадровые органы в прокуратуре и внутренние службы безопасности.

Нужна спецкомиссия

На заседании СНБО президент Зеленский заявил, что прокуроры оформили себе «фальшивые инвалидности». Имел ли он право так обобщенно называть их инвалидность фальшивой до проведения соответствующей проверки? И, кстати, помните ли вы, было ли еще хоть одно заседание СНБО, посвященное мошенничеству в прокуратуре или каким-либо аспектам ее работы?

Нет, не было. По-моему, подъем вопроса прокурорской инвалидности на заседании СНБО — это, так сказать, нагнетание ситуации, чрезмерное преувеличение. Этот вопрос не должен был быть в повестке СНБО, так как он не угрожает национальной безопасности государства.

Что касается Зеленского, то действительно: как гарант конституционных прав граждан, президент не имеет права обвинять их в нарушениях, если эти нарушения не доказаны. Он проявил излишнюю эмоциональность. Есть информация о инвалидности прокуроров. Но откуда следует, что все они фальшивые?

Фальшивость еще нужно доказать. Поэтому президент должен был сначала поручить проверить факты, изучить ситуацию, прежде чем озвучивать публичные обвинения.

А кому должны были дать это поручение? Кто и как должен проверять прокуроров на инвалидность?

Целесообразно создать комиссию из работников Минсоцполитики, Минздрава и Пенсионного фонда. А комиссия должна работать под эгидой Генпрокуратуры.

Вы шутите? Вы хотите, чтобы прокуратура сама себя проверяла после того, как скандал с инвалидностью прокуроров так ее скомпрометировал?

Прокуратура должна координировать работу членов комиссии, чтобы они не выходили за пределы своей компетенции и не допускали фактов злоупотреблений. И это не может делать никто другой, поскольку СБУ, ГБР и Нацполиция являются органами, поднадзорными прокуратуре.

Как вы себе представляете работу такой комиссии? Каждого прокурора с инвалидностью вызывать в МСЭК, пока она еще не ликвидирована, или в структуру, которая ее заменит с нового года?

Нет. Комиссия должна проверить документы об инвалидности. И если какие-то документы вызовут сомнение, тогда их владелец должен будет пройти повторное медицинское обследование.

Это будет сито с очень большими дырами. Могу предположить, что врачи, которые фальсифицировали справки, знали, как себя обезопасить, и писали их так, чтобы ни одна проверка не нашла в документах ничего подозрительного.

Нет, поверьте мне: члены комиссии, медики, вовлеченные в такие проверки и осмотры, будут работать очень ответственно и смогут выявить фальшивки. Тем более, если работу комиссии инициирует президент — члены таких комиссий друг друга боятся и стерегут.

Я в 1993-1994 годах организовывал группу для расследования фактов похищения детей из Украины во Львовской области. И привлекал к уголовной ответственности, в частности, главного врача областной клинической больницы. В ходе расследования выяснилось, что он получил вторую группу инвалидности по гипертонии. И мы установили, что он предоставил кардиограмму и записи исследования УЗИ совершенно другого человека. То есть, как бы тщательно ни фальсифицировались документы, качественная проверка, которую проведут независимые эксперты, эту фальшь найдет.

И что делать с прокурором, если его инвалидность окажется фальшивой?

Это зависит от его вины. Если будет установлено, что он инициировал подделку документов, давал взятки врачам, и, получая пенсию по фальшивой инвалидности, наносил материальный ущерб государству, его можно будет привлечь к уголовной ответственности.

Бывший генпрокурор Андрей Костин

Почему президент и генпрокурор умолчали о комиссии

Эффектный финал мог бы быть. Но вы обратили внимание, что ни президент, ни генпрокурор Андрей Костин ничего не сказали о создании такой комиссии. Президент заявил буквально: «Нужны кадровые решения. Также должна быть и политическая ответственность генерального прокурора за ситуацию в органах прокуратуры». А Костин после заседания СНБО призвал прокуроров с инвалидностью еще раз пройти обследование. И не уточнил, под чьим наблюдением это нужно сделать и кто будет проверять новое обследование