понедельник02 декабря 2024
kriminal-tv.in.ua

Парковка конфликта: КМДА планирует застройку Пейзажной аллеи, но Минкульт выступает против.

Согласно планам Кличко, на Старокиївской горе будет построен подземный паркинг на 320 машиномест.
Парковка конфликта: КМДА планирует застройку Пейзажной аллеи, но Минкульт выступает против.

По планам Кличко на Старокиевской горе должна появиться подземная автостоянка на 320 машиномест

Городские власти планируют построить подземный паркинг под Пейзажной аллеей: земельная комиссия Киевсовета утвердила соответствующий детальный план территории 13 ноября.

Участок, на котором помимо паркинга также должно быть обустроено противорадиационное укрытие, расположен в пределах сразу нескольких охранных зон, в том числе Государственного историко-культурного заповедника «Старый Киев». В КМДА утверждают, что закон не запрещает строительство на этой территории, однако Министерство культуры и стратегических коммуникаций настаивает на том, что уничтожение археологической памятки ради паркинга является недопустимым.

Какие аргументы выдвигают обе стороны и что именно собираются возвести на заповедной Старокиевской горе – выяснял Каштан NEWS.

Что обещает детальный план

Согласно детальному плану территории, опубликованному на сайте Киевсовета, подземный паркинг будет располагаться по адресу Київський провулок, 13-21. Это – участок площадью 2,37 гектара, в пределах которого находится часть парковочных зон на Пейзажной аллее и в урочище Гончары-Кожум’яки. Сооружение, которое городские власти хотят построить на этой территории, планируется использовать как паркинг на 320 машиномест, а также как противорадиационное укрытие на 1650 мест. Кроме того, рядом с паркингом должна появиться общественная (офисная) здание площадью 2000 кв. м.

Как утверждают авторы проекта, подземный паркинг под Пейзажной аллеей будет максимально вписан в существующий рельеф, что «позволит сохранить существующий масштаб застройки, не создаст дополнительных архитектурных акцентов и доминант, которые бы нарушали традиционный характер исторического окружения, и даст возможность использовать наземную часть участка рядом с парковочной зоной под размещение площадок для отдыха и игр детей».

Кроме того, столичная администрация обещает провести комплексное благоустройство территории – с озеленением, обустройством дорожек и проездов, а также созданием безбарьерной среды.

Археологические памятки и «малоценная застройка»

Тем не менее, несмотря на радужные перспективы, описанные авторами и КМДА, проект паркинга в историческом центре Киева вызвал у общественности, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Основная проблема заключается в том, что будущая подземная структура будет располагаться на территории сразу четырех археологических объектов:

  • культурного слоя «Город Ярослава» (памятник археологии национального значения);
  • исторического ландшафта Киевских гор и долины Днепра (памятник ландшафта и истории местного значения);
  • поселения и могильника V–XIII веков и IX–XIII веков (памятник археологии местного значения);
  • культурного слоя «Копырев конец» X–XIII веков (памятник археологии местного значения).

Таким образом, любое углубление в грунт во время строительства с ненулевой вероятностью приведет к вмешательству в археологические слои, которые представляют собой значительную культурную и историческую ценность. В то же время столичная власть предпочитает акцентировать внимание не на том, что скрыто в земле, а на том, что можно увидеть на поверхности.

А на поверхности этой части Київського провулка расположено то, что авторы проекта называют «малоценной застройкой» – гаражи и одноэтажные хозяйственные постройки. Как утверждают в КМДА, эти конструкции в большинстве своем были возведены самовольно еще в советские времена и представляют собой «не только нарушение нормативных требований, но и угрозу для инженерных сетей и сооружений, а также обесценивание исторического и градостроительного значения территории».

Вместо этого запланированный паркинг, по версии городской администрации, обеспечит жителей и посетителей прилегающих районов машиноместами и укрытием во время воздушных тревог. Что касается офисного здания, то его планируют возвести на месте нынешнего садибного жилого дома, что, как утверждают авторы проекта, не только не нарушит утвержденные памяткоохранные нормы, но наоборот – поспособствует сохранению исторического окружения.

Кот в мешке

Собственно, именно вышеупомянутое офисное здание, а точнее, его возведение, которое в проекте скромно названо «реконструкцией», вызывает не меньшие опасения, чем потенциальное разрушение археологических памяток. Поскольку на языке киевских застройщиков слово «реконструкция» обычно означает полное снесение старого здания и строительство нового (как это произошло, в частности, с печально известным домом Харичкова на Ярославской), существует риск, что на месте небольшой одноэтажной усадьбы у Пейзажной аллеи может появиться что угодно.

Подозр добавляет тот факт, что количество этажей будущего здания в детальном плане не указывается. Известна лишь площадь этого «кота в мешке» – 2000 квадратных метров, что вполне достаточно для возведения, например, очередной высотки. Обещания КМДА не нарушать «традиционный характер исторического окружения», как известно, часто остаются обещаниями, однако в случае с Пейзажной аллеей опасность заключается не только в том, что потенциальная многоэтажка испортит красивый вид.

Как отметил в комментарии Каштан NEWS известный украинский геоморфолог Владимир Стецюк, возводить высотные здания на участках с таким рельефом нужно с большой осторожностью.

«Интенсивное вмешательство в пластику рельефа может вызвать экзогенные геологические процессы, и они будут искажать то место, где это строится», – сказал он.

Как отмечает ученый, для точного ответа на вопрос, что произойдет с рельефом Київського провулка в результате застройки, нужно детально изучить проект. Однако в самой по себе идее подземного паркинга Владимир Стецюк не видит ничего плохого. По его мнению, такие сооружения вообще являются неплохим решением для Киева, и примером этого являются аналогичные паркинги в крупных городах Европы.

«Их не видно сверху, они очень хорошо сделаны, там есть лифты, есть все, что должно быть. Если в Киеве будет такой паркинг, то кому он мешает, если его не будет видно сверху? Другое дело – высотные дома или те, которые нарушают, скажем, стабильность рельефа, стабильность склонов. Ведь там очень крутые склоны, они многослойные, сложенные разными породами. Там нужно очень внимательно смотреть, что и где, чтобы не допустить нарушения стабильности этих склонов», – сказал он.

Реакция Минкульта

В то же время памяткоохранители относятся к перспективе постройки «паркинга-бункера» с значительно меньшим оптимизмом. 14 ноября Министерство культуры и стратегических коммуникаций предостерегло КМДА от разрушения археологических памяток во время строительства.

«Сохранение культурного наследия является элементом национальной безопасности. Уничтожение памятки археологии национального значения ради постройки подземного паркинга на Старокиевской горе является недопустимым – говорится в посте, опубликованном на официальном Facebook-аккаунте Минкульта.

Вечером того дня пресс-служба КМДА опубликовала разъяснение, в котором заверила, что городская администрация строго будет соблюдать требования памяткоохранного законодательства. В частности, в Кличко