воскресенье09 февраля 2025
kriminal-tv.in.ua

Когда и как в Украине будут введены платные дороги?

«У Украины практически отсутствуют адекватные финансовые ресурсы для ремонта и строительства дорог. Даже если активные боевые действия прекратятся в следующем году, значительная часть бюджета все равно будет направлена на военные нужды. Поэтому необходимо искать альтернативные источники финансирования для дорожной инфраструктуры», — отмечает Виктор Довгань, бывший заместитель министра инфраструктуры.
Когда и как в Украине будут введены платные дороги?
Когда и как в Украине появятся платные дороги

Согласно последнему опросу Европейской бизнес-ассоциации, 82% украинских компаний положительно оценивают идею введения платных дорог в стране. Ожидается, что такие дороги будут качественнее и предложат более удобные маршруты по сравнению с бесплатными.

Так, 76% компаний поддерживают концепцию платных дорог при условии улучшения их качества. 31% респондентов считают, что платный доступ должен быть только для грузовиков весом 12 тонн и более. 22% ожидают, что введение платных дорог в целом увеличит финансирование для инфраструктурных ремонтов и строительства, что, в свою очередь, сделает автодорожную систему Украины более качественной.

«На данный момент у Украины нет финансовых возможностей даже для поддержания существующей дорожной сети в надлежащем состоянии», — замечает Анна Минюкова, инженер путей сообщения и эксперт по инфраструктуре. «Привлечение частных инвестиций — это один из способов для реализации новых проектов строительства дорог и мостов. Создание платных дорог поможет сократить время в пути и обеспечить безопасность на дорогах в соответствии с установленными стандартами».

«Рано или поздно платные дороги все равно появятся»,заявил недавно Сергей Деркач, заместитель министра развития громад и территорий. По его мнению, Украине необходимо определиться с моделью платных дорог — будут ли платить за их использование только водители грузового транспорта или все автомобилисты. Также нужно установить ценовую логику таких услуг и систему оплаты — вероятно, для этого потребуется дополнительное законодательство.

После десяти лет размышлений началось движение

Впервые Украина серьезно подошла к вопросу введения платных дорог в 2015 году, когда Кабинет Министров одобрил условия конкурса на строительство и эксплуатацию платной дороги Львов — Краковец, что должно было увеличить объемы транспортного сообщения с Польшей и, следовательно, с Евросоюзом.

Тем не менее, этот проект не был реализован, в том числе из-за частых кадровых изменений в Министерстве инфраструктуры и нестабильности его приоритетов. Однако теперь, похоже, других вариантов масштабного финансирования автодорожной системы не осталось.

До начала полномасштабной войны в 2022 году Украина имела 170 000 километров дорог, из которых 47 000 км были международными, национальными или региональными магистралями. За их состоянием следит государственное агентство «Укравтодор». По его подсчетам, украинская дорожная система ежегодно нуждается в 6 миллиардах долларов (примерно 248 миллиардов гривен по текущему курсу) для ремонтов, улучшений и строительства.

Однако даже в рамках инфраструктурной программы «Большое строительство» таких средств не хватало. В 2021 году, который был достаточно благоприятным для государственного бюджета, на ремонт и строительство дорог выделили всего 89 миллиардов гривен, что составляет чуть более 3 миллиардов долларов по тогдашнему курсу.

С началом войны финансирование инфраструктурных программ стало еще более проблематичным. Средства из дорожного фонда на 2024 год, а это 94,7 миллиарда гривен, были перенаправлены на нужды обороны. В государственном бюджете на 2025 год на дорожные нужды предусмотрено 43,2 миллиарда гривен, однако 24,4 миллиарда из этой суммы пойдет на обслуживание долгов, прежде всего «Укравтодора».

В 2024 году Кабмин включил долговые обязательства «Укравтодора» (700 миллионов долларов с процентами по еврооблигациям) в государственный долг, поскольку сам он не может рассчитаться с кредиторами.

Единственный портфель публичных инвестиций — правительственная программа послевоенного восстановления украинской экономики — предполагает привлечение 248 миллиардов гривен на восстановление транспортной системы. В нынешних условиях государственный бюджет может ежегодно финансировать лишь около 10% этой программы.

«Преимущества введения платных дорог в Украине заключаются в том, что это, пожалуй, единственный способ привлечь частные средства к развитию и обслуживанию дорожной инфраструктуры. Бюджетных денег нам и до войны не хватало. Во время войны их просто нет», — подчеркивает Дмитрий Беспалов, эксперт по транспортному моделированию и директор консалтинговой компании “Беспалов Лаб”. — Ожидать, что налогоплательщики из других стран помогут нам, было бы слишком самонадеянно. Платность дороги — это один из самых очевидных способов возврата инвестиций. А без инвестиций не будет и дорог».

Где и когда появятся первые платные дороги

На первом этапе планируется ввести платный проезд на шести участках, сообщают в Министерстве развития громад. Это касается участков дорог общей протяженностью около 1400 километров: отрезок дороги от Борисполя до Полтавы, участок от Киева до Ровно, маршрут из Днепра до Кривого Рога и Николаева, маршрут Ягодин — Ковель — Луцк, маршрут Харьков — Днепр — Запорожье и участок дороги от Херсона до Николаева.

В 2020-2021 годах правительство уже разработало предварительное технико-экономическое обоснование для этих шести участков, чтобы создать пилотный проект. В настоящее время на них анализируют интенсивность движения.

«Для экономической целесообразности платной дороги необходимо не менее 20 000 автомобилей в сутки», — объясняет Виктор Довгань, экс-заместитель министра инфраструктуры. — На самом деле таких участков у нас не так много».

Сергей Деркач, заместитель министра развития громад, отмечает, что введение платных дорог в Украине поддерживается в Евросоюзе, поскольку там такие дороги уже давно существуют, а ЕС традиционно выступает за равенство правил игры в странах-членах. Поэтому в случае вступления Украины в ЕС правила транспортного рынка страны должны более или менее соответствовать нормам Евросоюза.

Министерство развития громад уже разработало законопроект о регулировании работы платных дорог в Украине и начало переговоры с потенциальными инвесторами, которые готовы профинансировать необходимые подготовительные работы для этого проекта — где требуется ремонт, а где строительство с нуля. В частности, ведутся переговоры с Европейским инвестиционным банком — одним из крупнейших кредиторов инфраструктурных проектов в Европе.

Международные финансовые организации — такие как Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития — были бы рады инвестировать в проекты платных дорог в Украине, считает Виктор Довгань, экс-заместитель министра инфраструктуры.

«Это будет структурировано как кредит под государственные гарантии, что для них будет оптимально, так как это обеспечит дополнительный источник возврата средств», — говорит он. — Нужно начать с небольшого пилотного проекта, как это было с концессиями морских портов».

Что касается стоимости проезда по платным дорогам, то еще в декабре 2020 года Кабмин установил максимальный размер такой платы. Для мотоциклов, легковых автомобилей, микроавтобусов и грузовиков массой до 3,5 тонны максимальный тариф составляет 0,023 евро за километр (1 гривна за километр). Для грузовиков весом от 3,5 до 12 тонн и автобусов — 0,045 евро (2 гривны). Для грузовиков весом более 12 тонн, больших автобусов и автопоездов — 0,133 евро (5,84 гривны).

«Стоимость проезда на платных дорогах или участках для частных автомобилей будет определяться оператором [это может быть “Укравтодор”, областная администрация или другая сторона, владеющая дорогой]. Вполне вероятно, что она будет зависеть от транспортного спроса, но не превысит предельную стоимость, установленную Кабмином, и не будет ниже, чем необходимо для возврата инвестиций», — говорит Дмитрий Беспалов, эксперт по транспортному моделированию.

Для сравнения, в Польше на платных дорогах действуют следующие тарифы: для легковых автомобилей и транспортных средств весом до 3,5 тонны — 0,021 евро (9,2 грн