четверг12 декабря 2024
kriminal-tv.in.ua

«Бум завершился, и новых исполнителей становится всё меньше». Алексей Бондаренко о процессе украинизации, Минкульте и феномене Клавдии Петровны.

Возвращение Потапа, Бабкина, Дорна и Винника в Украину: возможно ли это? Что ждет молодых исполнителей, которые сейчас на пике популярности? Как войны сказались на украинской музыкальной сцене?
«Бум завершился, и новых исполнителей становится всё меньше». Алексей Бондаренко о процессе украинизации, Минкульте и феномене Клавдии Петровны.
Алексей Бондаренко

Как война влияет на украинскую музыку

Все потрясения, пережитые Украиной, на мой взгляд, значительно способствовали развитию украинской музыки. В 2004 году возникла масштабная волна украинизации музыки, которая продолжается до сих пор. В 2014 году также наблюдалась значительная волна украинизации, которая не утихла. В 2022 году мы стали свидетелями еще более мощного процесса, связанного с тотальной украинизацией, который, наконец, завершил трансформацию украинских артистов.

Сегодня почти все украинские исполнители поют и пишут на украинском, а также на английском. Если кто-то решает создавать музыку на русском, он быстро оказывается в маргинальной позиции — его перестают воспринимать всерьез. Яркий пример — Луна. Даже в Украине ей почти не удается выступать, разве что на закрытых мероприятиях. Она гастролирует в Польше, Европе и, возможно, в Казахстане, где больше россиян.

Это реальность: на концерты наших артистов в Европе приходят россияне, и никто не может им запретить это делать. Однако важно обратить внимание на то, кто именно посещает эти концерты. Здесь начинается значительная разница.

Наш поп-олимп полностью изменился. Люди, которые раньше были в центре внимания, практически исчезли — лишь несколько остались. MONATIK, Тина Кароль и Артем Пивоваров по-прежнему на плаву. Но он — один из немногих, у кого еще до 2022 года были хиты на украинском радио. Эта ситуация сильно способствовала его росту. У людей есть спрос на такую музыку, и им нужен крупный поп-артист. Также «Океан Эльзы» сохраняет свои позиции.

Сейчас на поверхность выходят артисты, которые раньше могли рассчитывать лишь на небольшие залы в 100-200 человек. Их становится всё больше, и за ними интересно наблюдать. Теперь они смело стремятся к залам на тысячу человек, иногда даже к двум. KOLA, например, пытается собрать Дворец спорта. Такие исполнители, как она, раньше не имели таких возможностей. Latexfauna сейчас уверенно себя чувствует. Tember Blanche — заметный пример. YAKTAK и Shumei также добились значительного успеха. Все эти артисты занимают свои ниши благодаря тому, что определенные украинские поп-звезды уехали, а российские артисты перестали приезжать.

Их музыка качественная, что радует. Потому что «байрактарщина» не выжила, хотя очень хотела. Все думали, что нашли идеальную формулу: пишешь песню о Патроне или «байрактаре», и ты на всех радиостанциях. Однако народ оказался умнее, чем предполагали, и стал требовать что-то более качественное.

Сцена обновилась. Но, к сожалению, по состоянию на 2024 год, наблюдаются процессы, схожие с теми, что происходили в 2016-м, когда всё начало угасать. Бум закончился, новых артистов становится все меньше, а те, кто раньше собирал большие залы, не все могут это себе позволить. Мы видим волну отмен концертов и туров. ТЦК? Если бы это было связано с ним, то после первого концерта «Океан Эльзы» никто бы не пришел. Но они собрали пять Дворцов спорта, несмотря на обстоятельства.

Сколько из новых групп выживет

Большинство украинских групп тихо исчезают. Никто не публикует посты с сообщением «Мы завершили свою деятельность», если это не какой-то суперпроект. Возможно, они надеются собраться и что-то сыграть. Однако, если проанализировать с 2000 по 2010 годы, станет очевидно, что большинство украинских групп уже не выступают. Исключение составляют лишь крупные имена, зарабатывающие музыкой. Если ты зарабатываешь музыкой, то обязан продолжать её делать.

Я думаю, что из всех существующих сейчас групп на сцене останется менее 10%. Возможно, даже менее 5%. Люди не представляют, сколько этих групп на самом деле. Кажется, что их 100-200, а их тысячи. Мы собираем таблицы с релизами и каждый месяц анализируем не менее 300 клипов, которые выходят. Альбомов — это тысячи. Многие даже не пробиваются через тысячу прослушиваний.

Альберт Цукренко и Алексей Бондаренко

О Клавдии Петровне

Клавдия Петровна фактически является почти независимой артисткой. У нее есть лейбл NEBO MUSIC, на котором она и OSTY. Трудно назвать это настоящим институтом, когда на лейбле всего один человек. Это не тот случай, если бы Миша Ясинский взял Клавдию Петровну и раскрутил её, имея опыт Макса Барских и Оли Поляковой. Это совершенно другой случай.

Интересно, как это будет выглядеть, когда все знают, что это Соломия. В принципе, эта информация утекла в медиа еще за полгода или восемь месяцев до этого. Просто людям действительно не важно, Соломия это или нет. Им интересна сама игра. И она классно разыграла эту игру, это правда.

Мне очень понравился концерт Клавдии Петровны. Я был там и много спорил с людьми, которые говорили, что это было плохо и что она плохо поет. Всё было замечательно, особенно для артистки, которая впервые дает концерт на 8000 человек. Там было и шоу, и постановка, и было видно, что они хорошо подготовились. Такие вещи всегда ценятся, когда видно, что люди не просто выступили, прорепетировав в гараже, а организовали настоящее шоу.

О TikTok

TikTok сработал и продолжает работать. Проблема в том, что не все понимают, как использовать TikTok, не у всех хватает на это сил. И не всем это действительно нужно. Это не панацея. TikTok не является тем, без чего ты не сможешь существовать. У тебя может быть успешная группа и без TikTok.

Сложность TikTok заключается в том, что трудно заставить людей смотреть то, что ты хочешь. Ты можешь записать видео, как пришел в магазин и накричал на сосиску — и это соберет 4 миллиона просмотров. А потом ты выкладываешь свою песню — и у неё три просмотра. Люди предпочитают смотреть, как ты кричишь на сосиску, а не на твоё творчество. Это большая проблема. Никто не может сломать эти алгоритмы. Либо ты работаешь системно, либо просто становишься вирусным с каким-то странным контентом, который просто «залетел».

О Минкульте и артистах, которые уехали

Артистов, которым и так очень трудно, критикуют. Это негативно сказывается не только на тех, кто за границей, но и на тех, кто остался здесь. Это распространяется на всех, кто гастролирует за границей. Минкульт и так не оказывает нам помощи, а после этого ещё больше закручивает гайки со всем, что только можно. Последний раз, когда Минкульт изменил правила выезда, — это когда Щегель стал известен из-за того, что выехал. Таким образом, государство реагирует только на какие-либо публичные скандалы.

Меня очень удивила информация нового министра культуры о том, что не возвращается каждый пятый артист. Он также сообщил: я не знаю 90% имен, которые мне приносят. Все известные нам артисты, гастролирующие по Европе, возвращаются. Те, кто уехал, сделали это два года назад или в прошлом году. Мы знаем, что они уже не вернутся и не будут брать разрешения у Минкульта. Артисты, такие как «Друга Ріка», «Океан Эльзы», «Антитела», — постоянно ездят туда-сюда.

Из тех, кого я знаю, многие уехали в 2022 году. Возможно, и через Минкульт, это не исключено. Но я не думаю, что господин Точицкий сейчас говорит о разрешениях, которые выдавались в 2022 году. Это было бы очень удивительно. Поэтому, скорее всего, речь идет о каких-то других коллективах — не о тех, кого мы обычно идентифицируем с артистами. И тогда этот вопрос больше к Минкульту: почему он их выпускает и не проверяет, кто это за арти