четверг12 декабря 2024
kriminal-tv.in.ua

Бактерии съедали киевское метро: история борьбы с невидимым врагом.

Как удалось предотвратить ужасную катастрофу в столичном метро.
Бактерии съедали киевское метро: история борьбы с невидимым врагом.

Как удалось предотвратить ужасную катастрофу в столичном метро

Продолжается расследование причин и виновников разрушения туннеля метро между станциями «Демиевская» и «Лыбедская».

Уже установлено экспертизой, что руководство метрополитена не желало привлекать специалистов научно-исследовательских институтов, метробуда, проектных и других организаций, которые бы установили причины повреждений туннеля.

Сегодня мы расскажем о важности привлечения ученых к исследованию критических ситуаций в метро. 55 лет назад именно благодаря микробиологам в киевском метро удалось предотвратить ужасную катастрофу. Тогда ученые заявили о нашествии в туннелях между станциями «Завод «Большевик» (ныне «Шулявская») и «Жовтнева» (сегодня «Берестейская») очень агрессивных бактерий. Эта неожиданная бактериологическая атака могла привести к разрушению мощных туннельных конструкций, рассчитанных на века. На глубине 104 метра туннели плавали в озере серной кислоты. В тогдашней прессе существовало табу на рассказы о критической угрозе для киевлян.

Свое время мне удалось провести журналистское исследование этой темы и взять интервью у доктора биологических наук, профессора, ведущего научного сотрудника Института микробиологии и вирусологии имени Данила Заболотного НАН Украины Ирины Пановны Козловой. Сегодня делюсь эксклюзивными фактами с читателями Kaштан News.

Очень хорошо помню то время, – рассказывает Ирина Пановна. – Осень 1969 года. Я только что вернулась из отпуска и только-только взялась за свою любимую озимую пшеницу (тема касалась моей кандидатской диссертации), как сразу узнала – меня ждет чрезвычайно важное дело. Руководство сообщило, что есть решение правительства привлечь ученых к исследовательским работам в киевском метро.

А что произошло? Наверное, случился особый случай, если уже республиканское начальство забило тревогу.

От станции метро «Завод «Большевик» строили ветку подземки до «Жовтневой». И натолкнулись на подземное озеро. Обсуждали два варианта решения этой проблемы: во время работ применить кесонный метод с помощью сжатого воздуха или же прибегнуть к замораживанию грунтов. Выбрали первый вариант, наименее затратный.

Как обычно у нас ныне делается. Зато потом сожалеют…

Еще до возникновения критической ситуации специалисты предоставили информацию о полной картине всех грунтовых отложений в этом районе. Например, в данной природной экосистеме были сульфиды железа, серы, всевозможные микроорганизмы. Если нарушить их балансовую равновесие, то непременно возникает агрессивная среда, что и произошло. Так что с «помощью» сжатого воздуха были «подавлены» одни бактерии и, наоборот, свою силу вдруг начали проявлять другие, тионосные – те, которые окисляют соединения серы и железа до серной кислоты.

Получается, тионосные бактерии до этого там существовали как бы в спящем режиме?

Да. Но их количество не могло повлиять на экологическое равновесие подземной среды. Однако люди, применив воздух, нарушили эту сбалансированную систему.

Так что строители от своего незнания «открыли ворота» опасным всемогущим бактериям?

И эта природная армия образовала серную кислоту. А в ней буквально плавали туннели. Лишь за четыре месяца бактерии «съели» 200 тысяч винтов, которые скрепляли конструкции. Металл, бетон пожирала агрессивная коррозия – он как бы растворялся. Бактерий становилось все больше.

С чего началось наступление ученых на этого врага?

Сначала мы в течение трех месяцев занимались исследованиями. Мы – это специальный творческий коллектив ученых под руководством доктора наук, профессора Екатерины Ивановны Андреюк. С нами также работали ведущие специалисты других ведомств. Вспомню и признанного микробиолога, доктора биологических наук Льва Иосифовича Рубенчика, который обладал фундаментальной базой данных по этой проблематике. Все вместе, дружно мы взялись за спасение метро. Чувствовали своеобразный азарт, творческое рвение в этой борьбе с невидимым врагом. Верили, что сможем его победить. Выполнили серию экспериментов. В частности, в туннельных конструкциях пробили ряд отверстий, взяв пробы воды. Нас удивило, что метробудовцы стали оказывать определенное сопротивление – не захотели «калечить» отверстиями свое дитя. Однако мы принципиально настаивали на своем. Анализы подтвердили наши предположения – вокруг туннеля метро кишели тионосные бактерии.

Сколько лет нужно было «хищным» бактериям, чтобы полностью «съесть» метротуннель на этом перегоне?

Думаю, за год они бы достигли этого.

Очевидно, микробиологи чувствовали огромную ответственность. Вопрос же был и на контроле руководства республики. Ведь к очередной «жовтневой годовщине», то есть коммунистическому празднику, было запланировано открытие станции «Жовтнева».

Мы точно знали: справимся… Однако строители уже вынашивали план направить ветку метро в обход серного подземного озера, в котором царствовали тионосные бактерии. Но новый туннель стоил бы 18 миллионов долларов. Мы же, выполнив задание правительства, сэкономили эти большие средства.

От редакции: станцию метро «Жовтне́ва» открыли 5 ноября 1971 года.

Интересно, как удалось одолеть хищные бактерии?

Скажу вам, что методов борьбы с бактериями не существует. Мы лишь создаем условия для того, чтобы они чрезмерно не размножались. По нашим рекомендациям метробудовцы рядом с критической зоной пробурили водопонижающие скважины, откачали агрессивную воду, конечно, вместе с бактериями, и одели туннель в специальную железобетонную «рубашку». Последующие исследования доказали, что наши методы были верными, со временем тионосных бактерий на перегоне «Завод «Большевик» – «Жовтнева» становилось все меньше и меньше. Опасность миновала. Так было приведено природное экосистему в нормальное состояние. На это ушло пять лет. Между прочим, акт приема новой станции метро подписывали как должностные лица от власти, так и доктор биологических наук Екатерина Андреюк. Так что и мы, микробиологи, гарантировали безопасность пассажиров подземки.

Могут ли агрессивные бактерии снова пойти в наступление на подземные транспортные коммуникации?

Конечно. Если создать для них благоприятную среду.

Еще интересно, а тионосные бактерии могут быть полезны для человека?

Да. Их используют в промышленности, например, в процессах, связанных с получением урана.

Отметило ли высокое начальство работу микробиологов?

В 1983 году представители нашего творческого коллектива, в том числе и ваша собеседница, стали лауреатами премии Совета Министров СССР. Где-то по 500 рублей мы получили.

С официального сайта Института микробиологии и вирусологии им. Д.К. Заболотного НАН Украины.