«Голубые» вагончики стали заложниками равнодушия власти
Фуникулер — это вид городского транспорта, который в Киеве имеет самый короткий маршрут, соединяющий Подол с центральной частью города — Михайловской площадью. В настоящее время этот транспорт сталкивается с двумя проблемами: его движение останавливают во время воздушных тревог, которых в столице с начала войны прозвучало почти 1400, продолжительностью более 1500 часов, и во время отключений электроэнергии.
Можно ли как-то упорядочить все эти «неожиданности» — выяснял Каштан NEWS.
Немного из истории
Название «фуникулер» имеет французское происхождение и означает — веревка, канат. Таким образом, фуникулер представляет собой рельсовое транспортное средство с канатной тягой для перевозки людей или грузов по крутому маршруту. Для фуникулеров характерны относительно короткие — в несколько сотен метров — трассы с очень крутым уклоном, который в среднем достигает 35°.
Киевский фуникулер начал работу в 1905 году. Он стал вторым в Украине, после одесского, который был введен в эксплуатацию на три года раньше.
Из нескольких типов фуникулеров в киевском применена наиболее распространенная схема с двумя вагонами, которые соединены канатом, перекинутым через двигатель, установленный на верхней станции маршрута. Вагоны фуникулера проектируются индивидуально под каждую трассу с учетом ее особенностей и угла наклона.
Вагоны столичного фуникулера рассчитаны на перевозку почти 70 пассажиров по маршруту, который имеет протяженность 222 метра. Верхняя станция расположена на 76 метров выше нижней.
Интересно, что до 30-х годов прошлого века фуникулер принадлежал к трамвайной сети Киева. Поэтому он даже имел свой номер маршрута, который обозначался цифрой 9 и имел название «Михайловский электрический канатный подъем». Таким образом, он соединял трамвайные маршруты Подола и Верхнего города.
Что характерно, во время Второй мировой войны киевский фуникулер продолжал функционировать.
В 1984 году фуникулер подвергся тотальной реконструкции, по результатам которой были построены новые вестибюли, украшенные витражами украинских художников.
В настоящее время этот вид городского пассажирского транспорта является памятником архитектуры. Кроме того, по оценкам специалистов, фуникулер является одним из самых безопасных видов транспорта Киева. Ведь за более чем 100 лет работы здесь произошла всего одна авария, которая, к счастью, обошлась без пострадавших.
Киевский фуникулер можно считать и одним из самых романтичных видов транспорта украинской столицы. Чего стоят только живописные пейзажи, которые можно наблюдать из окон вагонов во время движения!
Заложник равнодушия
В отличие от троллейбусов и трамваев, которые относятся к объектам критической инфраструктуры и во время отключений электроэнергии питаются от резервных изолированных сетей, «голубые вагончики», движущиеся по крутому киевскому склону, не имеют такой привилегии.
«Фуникулер, действительно, сегодня оказался заложником двух проблем», — комментирует ситуацию транспортный эксперт, соучредитель ГО «Пассажиры Киева» Александр Гречко.
В то же время Гречко обращает внимание на то, что энергетики не случайно разработали и довели до сведения графики, по которым отключают и включают электричество. В соответствии с этим можно заранее предупреждать пассажиров о остановке движения фуникулера.
«Натомість «Киевпастранс» не обращает внимания на такие базовые вещи и не беспокоится информировать пассажиров о движении фуникулера. Кстати, на сайте «Киевпастранса» в разделе «Фуникулер» нет никакой информации», — отметил собеседник.
Застрять между «миром»
По словам Гречко, такое безответственное отношение профильной транспортной структуры однажды может сыграть опасный жарт: фуникулер отключится, и вагоны застрянут между станциями.
«Это создаст дополнительные проблемы для пассажиров и персонала. Особенно – зимой. А если в вагонах будут люди с детьми, инвалиды…», — предостерегает эксперт.
Как решить проблему
По официальным данным, ежегодно киевский фуникулер перевозит до 2,8 миллионов пассажиров. Для усовершенствования его работы была разработана соответствующая программа на 2024-2025 годы. Этот документ предполагает, что на развитие фуникулера и реставрацию помещений его станций планируют потратить почти 36 миллионов гривен. Предполагается, что фуникулер должен приобрести более современные черты и стать инклюзивным. Также планируют заменить и вагончики. Однако проект по обновлению фуникулера ожидает согласования от Европейского инвестиционного банка.
О резервной сети энергоснабжения для фуникулера в программе не говорится. Однако выход из ситуации, конечно, есть.
Как рассказал Александр Гречко, вопрос перевода фуникулера на резервное питание уже поднимался.
«Там не все быстро и легко можно подключить — энергетики работают, чтобы в недалекой перспективе перезапустить питание», — рассказал аналитик.
Тем более, что рядом располагается метрополитен.
«Там есть нюансы, надо работать. Но большой инициативы от «Киевпастранса» в настоящее время трудно увидеть. Наверное, именно этим можно объяснить, почему уже более года эта проблема никак не может сдвинуться с мертвой точки. Особенно, если добавить к ней еще и простои в результате остановок во время воздушных тревог», — отметил Александр Гречко.
Евгений ДЕМ’ЯНОВ