Прошло тысяча дней широкомасштабной войны с Россией. Одним из тех, кто призывал признать границы незаконных образований на временно оккупированных территориях Луганской и Донецкой областей, был и бывший мэр Киева Леонид Черновецкий
В 2022 году Офис Генерального прокурора объявил Черновецкому подозрение, а СБУ объявила его в розыск.
«По данным следствия, на следующий день после начала военной агрессии РФ против Украины эксмер столицы на своей странице в Фейсбуке разместил публикацию о возможности и даже необходимости признания границ террористических организаций – незаконных образований «Донецкая народная республика» и «Луганская народная республика», – говорится в сообщении.
Черновецкому также предъявлено подозрение за то, что он причинил ущерб Киеву на сумму почти 250 миллионов гривен, передав участок на Парковой дороге в Киеве для строительства вертолетной площадки в интересах Януковича.
Российские деньги для Черновецкого
Привязанность к России у Черновецкого возникла не случайно. Еще в середине 1990-х именно российские деньги стали его первым капиталом. Поэтому расскажем, как «Газпром» профинансировал Черновецкого. Это история о скандальном строительстве огромного загородного дома для Черновецкого в селе Хлепча, недалеко от Киева.
Когда до завершения строительства поместья было еще далеко, в 1995 году Черновецкий, тогдашний владелец бизнес-структуры «Правекс», вдруг решил продать его российскому «Газпрому». По моим данным, сумма сделки составила полтора миллиона долларов. Деньги были переведены на один из зарубежных счетов Черновецкого. Якобы новые хозяева приобрели недвижимость для своей резиденции. Говорили, что здесь планируется обустроить либо загородный дом для приемов, либо роскошный отель.
Газпромовцы считались владельцами недостроенного замка с 1995 по 2006 год. Но в течение одиннадцати лет «Газпром» с его миллиардами почему-то не смог довести до ума свое новое детище в селе Хлепча. Это свидетельствует о том, что россияне и не имели серьезных планов на это сооружение. Возможно, тогдашние руководители «Газпрома» вместе с Черновецким просто вывели деньги «в тень», разделив их, и сумма могла быть значительно большей, чем полтора миллиона долларов.
Архитектор Борис Писаренко рассказывал мне о первом приезде газпромовцев в Хлепчу.
«Сюда, к поместью Черновецкого, приехала группа российских газовиков – человек десять, – вспоминал Борис Назарович. – Несколько раз обошли они замок, осмотрели во нем все закоулки. И остались довольны. А мне все было непонятно: ну, зачем им эта «махина»? Я спросил. Оказалось, россиянам нужен был замок для того, чтобы можно было приехать сюда и хорошо погулять. А обустраивать в селе офис компании не было необходимости, сказали визитеры.
В марте 2006 года газпромовцы продали хлепчанский поместье. Его новым владельцем стал один из жителей столичной Оболони. Но и он не спешил достраивать замок. А потом дом стал переходить от одного владельца к другому – была череда перепродаж.
Земельная комбинация и начало большого строительства
С чего же началась история строительства этого архитектурного творения?
В начале 1990-х для подчиненных Черновецкого из СП «Коммерческие системы» концерна «Правекс» в Хлепче, в частности на тогдашней улице Косюра, было разбито шесть участков примерно по 15 соток. На тот момент одной личности гектар земли под застройку никто бы не осмелился выделить. А потом странным образом эти сотки стали единым целым (их объединили), и вскоре они оказались под пятой и полным контролем лично Черновецкого, который на этой территории решил «посадить» большой замок. И «посадил»…
Размеры этого чуда – 20 на 30 метров, высота – 26 метров. Общая площадь – 1 990 квадратных метров, а жилая – 648 квадратов, почти сто комнат, два лифта. Четыре этажа, плюс мансарда, башни, подземные гаражи… На территории поместья построена водонапорная башня, хозяйственные и технические блоки.
Проект замка для Черновецкого разработал архитектор Борис Писаренко, который трудился над документацией вместе с группой инженеров соответствующего профиля. Писаренко осуществлял авторский надзор за этим строительством, был здесь и прорабом, и поставщиком материалов.
Борис Назарович Писаренко в далеком 1966 году окончил Киевский художественный институт (специальность – художник-архитектор). В его биографии есть строки и о директорстве в художественной школе, и о преподавательской работе в родном институте, и о трудовых буднях в отделе архитектуры Киево-Печерской лавры.
А вот работа над проектом замка – особая страница. Это был новый путь, новые возможности, большое желание сказать что-то свое в области архитектуры.
Писаренко в разговоре с автором этих строк откровенно сказал, что и сердце, и душу вложил в эту прихоть банкира-миллионера. Архитектор просил Черновецкого заключить с ним авторское соглашение.
«Однако Леонид Михайлович ответил, что в этом нет никакой необходимости, поскольку он является «чрезвычайно порядочным человеком». И поэтому, по его словам, щедро вознаградит меня за труд, – говорил Писаренко. – Я и поверил, на свою голову. Разве я мог знать тогда, что Черновецкий ману пускает и в конечном итоге за свой проект я получу дулю с маком».
В моем журналистском блокноте записана беседа с архитектором Борисом Писаренко. Он рассказал мне о первых годах строительства этого замка, когда вместе с коллегой Евгением Николенко выехали на местность – в село Хлепча, посмотреть, где же будут строить дворец для миллионера.
Была сделана топографическая съемка, и дело закрутилось.
«Замок «вырастал» без каких-либо разрешений, – вспоминал Борис Назарович. – Это уже во время строительства, а точнее, когда появился крыша, поднялся шум: люди увидели, что на холме выпнулось что-то необычное, впечатляющее. Как будто какой-то монстр вылез. Власть потребовала объяснений. И тогда мне пришлось обивать пороги сельского совета в Большой Салтановке – нужно было уладить различные вопросы, в том числе и земельные. Напоседали и васильковские начальники от архитектуры, мол, дайте документы на замок. А где их взять? Позже к процессу узаконения этого строительства подключился даже один из прокурорских работников (кажется, это был один из бывших знакомых Черновецкого по работе в прокуратуре) – он лично ездил в Бюро технической инвентаризации и там снял все проблемные вопросы».
Архитектура классицизма и ренессанса
«Конечно, за границу «перенимать опыт» строительства замков я не ездил, а вот в библиотеку ходил – читал, просматривал журналы, изучал специфическую литературу о строительстве замков, – говорил Борис Писаренко. – Особенно меня поразили австрийские древние дворцы. Но если вы спросите, какой стиль преобладает в данном доме, то мой ответ будет таким: здесь – всего лишь немного, так сказать, сборная солянка. Можно говорить и о архитект