Начальнику киевского метро предоставили возможность сбежать
Брагинского можно считать одним из тех руководителей коммунальных предприятий города, кто был одним из самых близких к мэру Виталию Кличко. Разве что по близости к первой личности столицы с ним мог соперничать начальник «Киевпастранса», ныне уже бывший, Дмитрий Левченко.
Десять лет Брагинский «сидел на троне» Киевского метрополитена. Как только Кличко в июне 2014 года взял в руки мэрскую булаву, в следующем месяце, в июле, назначил Брагинского начальником столичной подземки. Он доверил человеку, который ни одного дня не работал здесь, возглавить чрезвычайно важное транспортное предприятие с колоссальными бюджетными средствами. До этого Брагинский руководил областным отделением «Укрпошты».
Свой среди своих
Он чувствовал себя довольно уверенно на этом «троне». Его транспортное хозяйство обходили стороной всевозможные ревизии и проверки, а если и были исключения из «правил», то лишь для галочки. По крайней мере на странице Департамента внутреннего финансового контроля и аудита КМДА мы не увидели документов комплексной проверки метрополитена за 2023-2024 годы. Представители городской прокуратуры выражали недоумение, почему у аудиторов к этому предприятию весьма лояльное отношение.
В частности, первая заместительница руководителя Киевской городской прокуратуры Мария Вдовиченко в прошлом году утверждала, что некоторые крупные предприятия, которым выделяются значительные бюджетные средства, вообще не проверяются аудиторами. Так, за 2015 – 2022 годы Департаментом внутреннего финансового контроля и аудита КМДА было проведено всего пять (!) аудиторских проверок метрополитена, несмотря на колоссальные бюджетные средства, которые выделяются этому перевозчику. Что же в папках ревизий? Лишь незначительные суммы финансовых нарушений.
Конечно, Брагинский чувствовал себя довольно уверенно. Мэр публично не критиковал его работу, шёл в фарватере обещаний, которыми густо сыпал начальник метро о темпах строительства тоннелей подземки на Виноградарь.
Уверенности Брагинскому добавляло то, что он был депутатом Киевсовета от политической партии «УДАР». Его выбрали в 2020 году (в партийном списке он был вторым номером в Подольском районе). Во время избирательной кампании он в полной мере использовал метрополитен для агитации за себя и других партийцев. Вот ещё одно объяснение, почему Брагинский и оказался в кругу «своих». Такие услуги не забываются.
Нагонял жирок
Владелец подземки с годами накапливал финансовую мощь – личную, а метрополитен оставался убыточным и «черпал» из городского бюджета сотни миллионов гривен. Словом, Брагинский нагонял жирок. Это уже было видно из его декларации о доходах за 2019 год – сбережения в наличных превышали пять миллионов гривен.
В прошлом году журналисты BIHUS.info рассказывали, что на мать Брагинского оформлено две двухкомнатные квартиры в жилом комплексе бизнес-класса White Lines, приобретенные в январе 2024 года.
«Каждая из них стоит от 10 миллионов гривен, но женщина отказалась объяснить, откуда у нее такие деньги, и заверила, что сын не давал средств на жилище. В то же время бывшая жена фигуранта сюжета Ольга Брагинская приобрела двухкомнатную квартиру в ЖК «Ричмонд» Печерского района за три миллиона гривен, рядом с однокомнатной квартирой самого Брагинского. В разговоре с журналистами Ольга заверила, что развелась с мужем более 10 лет назад, и из-за того, что у них есть общие дети, квартиры они покупали рядом».
Ольга Брагинская строит дачу в элитном поселке Козин (участок стоит 760 тысяч долларов). Сестра начальника метро купила у него участок на Киевщине с большой наценкой (за два миллиона гривен, хотя эта земля стоила в десять раз дешевле).
Однако выяснилось и кое-что интересное.
«В разговоре с юристом, который работает на Виктора Брагинского, выяснилось, что Ольга и Виктор Брагинские до сих пор проживают вместе. Кроме того, Брагинская владеет участком за 760 тысяч долларов в элитном поселке Козин…».
Десятилетний период работы Брагинского на посту главы столичной подземки был для его близких очень «хлебным» – родные «обросли» активами на сумму почти 1,5 миллиона долларов.
О больших состояниях Брагинского рассказывал ранее и Kаштан NEWS
Затопление туннелей «подмочило» теневые схемы
Начальник метро и далее набивал бы себе карманы, если бы не авария в туннелях метро на перегоне между «Лыбедской» и «Демиевской» в 2023 году. Причиной затопления стала ненадлежащая эксплуатация туннелей и бездействие должностных лиц, которые не проверяли состояние конструкций. Правоохранители начали расследование.
Понятно, что к персоне Брагинского журналисты проявили особый интерес, погрузившись в исследование различных контрактов, которые были скрыты от территориальной громады. В частности, в BIHUS.info «раскопали», что метрополитен заключал соглашения на сотни миллионов гривен с фирмами из окружения непосредственно Брагинского. Подробности некоторых контрактов были засекречены.
Получается, теневик с депутатским мандатом обеспечивал вывод из городского бюджета больших средств. Вероятно, был более чем уверен, что его никто не тронет расследованием.
Журналисты нашли фирмы, связанные с сестрами Брагинского, его давним бизнес-партнером Кириллом Кривцом и балериной — предполагаемой тещей Кривца. Так, по данным СМИ, бухгалтерия семьи Брагинских выиграла тендеры от метрополитена на 17 миллионов гривен, а фирма балерины получила от этого коммунального предприятия более миллиарда гривен. Подробности именно этого контракта были засекречены.
О «кроликах» и двойном дне
Наверное, только после обнародования этих фактов в 2024 году Брагинский почувствовал, что его личный «золотой поезд» останавливается и поэтому стоит как можно быстрее готовиться сойти с него. Слишком резонансными стали разоблачения, а теневые схемы – впечатляющими.
В марте 2024 года мэр Кличко, комментируя в соцсетях скандал с аферами своего подчиненного Брагинского, написал:
«С философской точки зрения: всем в душу не заглянешь. Но когда тебе лгут в глаза, а за спиной достают кроликов из шляпы — выглядит это слишком плохо. И не только по отношению ко мне лично, а по отношению к киевлянам».
Ложь в лицо на протяжении десятилетнего периода! Разве не слишком долго? И это при том, что у начальника метро были кураторы – профильный заместитель главы КМДА, начальник Департамента транспортной инфраструктуры. Догадывались ли они о двойном дне начальника метро?
Долгое расследование
С коммунального предприятия Брагинского уволили по собственному желанию