В столице есть много мест, о интересной истории которых мало кто догадывается
Киев состоит из десяти административных единиц — районов. Каждый из них — размером с небольшое город. Районы имеют свою историю, традиции, интересные места.
Каштан NEWS рассказывает и напоминает о интересных фактах киевских районов. В прошлый раз шла речь о местностях под названием Мышоловка, Зверинец, Батиева гора, Лысая гора, Черная гора, Черепанова гора, Корчеватое, Феофания, Иподром, «Экспоцентр», Ледовый стадион, музей в Пирогове, Теремки, Голосеевский парк.
Сегодня рассказываем о Центральном автовокзале.
Расположение
Центральный автовокзал «Киев» расположен в Голосеевском районе, в исторической местности — на Демиевской площади, что на проспекте Науки. Он является главными пассажирскими автобусными воротами столицы: на протяжении многих десятилетий его называли «вторыми воротами» города, после железнодорожного вокзала. Ведь он способен принимать ежедневно до 600 автобусов и почти 7000 пассажиров. Автовокзал имеет общую площадь более 3500 кв м.
В настоящее время от платформ автовокзала отправляются современные автобусные лайнеры как в другие города Украины, так и в европейские страны.
История создания
Главный киевский автовокзал строили в течение четырех лет — с 1957 по 1961 — по проекту группы архитекторов, в которую входили Авраам Милецький, Эдуард Бильский и другие. Новый автовокзал стал одним из первых образцов столичного модернизма. Это было в духе новых тенденций. Ведь в ноябре 1955 года в СССР была принята постанова, которая предусматривала «устранение излишеств в проектировании и строительстве». Другими словами, помпезности «сталинок» начали упрекать за «необоснованные излишества», которые заключались в элементах декоративной отделки экстерьеров и интерьеров, лишней лепнины и т. д.
В начале 70-х вокруг автовокзала была построена автомобильная развязка, с которой организовали подъезды к 11 посадочным платформам. А почти через 40 лет — в 2008-2010 — перед зданием автовокзала построили авто-эстакаду и станцию метро.
Реконструкция
Примечательно, что в 2013 году вокзал хотели закрыть, а автобусные рейсы перераспределить между другими 20 автостанциями, которые разбросаны по всем районам города. Однако нашелся тот, кто все-таки хорошо подумал и убедил городские власти отказаться от этой идеи.
Между тем город стремительно рос, а главное здание автовокзала впервые подверглось реконструкции только в 2015 году. То есть спустя почти 60 лет его интерьер был обновлен, а снаружи здание облицевали стеклом и вентилируемым фасадом. Следующая реконструкция произошла уже в 2021 году. Тогда внутри были отреставрированы элементы культурного наследия — художественные мозаичные керамические панно авторов Ады Рыбачук и Владимира Мельниченко. Также был переделан фасад вокзала, а внутри помещения нашлось место для гостиницы на 34 номера, хостела, лаунж-зоны, а также для комнаты матери и ребенка. Стоит отметить, что ранее на первом этаже автовокзала располагались кафе-ресторан, парикмахерская и маленькие магазинчики.
В то же время было снесено одноэтажное здание ресторана McDonald’s, который поселился здесь с 2001 года, а вместо него возведено двухэтажное помещение. Также количество автобусных платформ было увеличено с 11 до 30.
Другим интересным фактом является то, что в начале весны 2021 года Фонд госимущества Украины продал автовокзал в частную собственность. Именно новый владелец решил придать зданию современный элегантный вид. Инвестиции в это дело составили более 100 миллионов гривен. Кроме того, еще почти 20 миллионов гривен пришлось выложить владельцу на разработку различных IT-решений: теперь, например, войти на платформу можно по билету с QR-кодом.
Мозаичный декор
Наверняка, одной из главных достопримечательностей автовокзала, его своеобразной визитной карточкой является мозаичное панно. Оно состоит из мелких частей разнообразной плитки, которой декорированы стены и пол помещения. Интересно, что в этой композиции каждая деталь сливается в единое целое.
Над оформлением Центрального автовокзала художники-мозаичники работали с июня по декабрь 1960 года. Они предложили черный цвет для стен, желтый — для потолка и бирюзовый — для колонн.
На стенах третьего этажа и лестничных пролетах второго была создана композиция «Движение». Она воспроизводила атмосферу ночного Киева: на черной глазурованной плитке были выложены силуэты автомобилей и очертания улиц.
Кстати, во время реконструкции здания пришлось провести и реставрационные работы мозаики. Они длились 162 дня. В результате усилиями группы реставраторов во главе с Владимиром Мельниченко были полностью восстановлены фрагменты мозаик на колоннах трех этажей здания, а также поврежденная плитка на стенах.
Как добраться
Если вас заинтересовал Центральный автовокзал и вы хотите посетить его, чтобы все увидеть своими глазами, к вашим услугам метро до станций «Демиевская», а также троллейбусы № 2, 4, 11, 12, 43, 416, 507; автобусы маршрутов № 19, 20, 22, 28, 119; маршрутки № 1, 22, 205, 211, 239 или частный транспорт с помощью навигатора.
Евгений ДЕМ’ЯНОВ