среда22 января 2025
kriminal-tv.in.ua

Последний рейс Маэстро: в память о Леониде Быкове.

О великом человеке в мире киноискусства справедливо говорят: «Его любили все!»
Последний рейс Маэстро: в память о Леониде Быкове.

Об этом великом человеке в мире киноискусства совершенно справедливо говорят: «Его любили все!»

Легендарному киевскому актеру, режиссеру и сценаристу Леониду Быкову 12 декабря 2024 года исполнилось бы 96 лет.

В архиве областной полиции есть серая папка, это — томик уголовного дела №28-849. Наклонная красная линия, проведенная карандашом, проходит по обложке. И надпись: «Хранить постоянно!».

11 апреля 1979 года в дорожной аварии недалеко от Димера Маэстро погиб. Его «Волгу» протаранила грузовик.

Кто виновен в этой ужасной ДТП? Водитель грузовика? За десятилетия, прошедшие после аварии, выдвигались самые разные версии! Одни утверждали, что «Волга» налетела на встречный панелевоз, другие говорили, что водитель легковушки пытался обойти асфальтный «каток» и врезался в самосвал. Третьи выдвигали предположение, что злоумышленники слили тормозную жидкость из автомобиля режиссера.

Мне удалось прочитать этот томик следственных документов с надписью: «Хранить постоянно!».

Читаю Постановление о возбуждении уголовного дела:

«Город Вышгород. Следователь Вышгородского РУВД майор милиции Ерко В. С… 11 апреля 1979 года. В 16.30 на 46-м километре автодороги Киев-Минск, за два километра от поселка Димер Быков Л. Ф., управляя автомобилем ГАЗ-24, 43-00 КИО, выехал на встречную полосу и столкнулся с автомобилем ГАЗ-53, 11-18 ХМ…».

В тот день Леонид Федорович возвращался с дачи в столицу.

Эту аварию видели свидетели. Один из них, Иван Васильевич Красный, водитель Димерского лесхоза, рассказал:

«Я ехал из Димера (УАЗ-469), обогнал ГАЗ-53, загруженный стекловатой. Навстречу двигался колесный трактор (расстояние — до 200 метров). Я увидел, что за трактором, немного влево, шла белая «Волга», она как будто «приседала» задними колесами. Расстояние между «Волгой» и трактором было примерно два метра. Затем «Волга» взяла влево по направлению своего движения и выскочила на встречную полосу. Я увидел, как легковушка столкнулась с грузовиком…».

За рулем «Волги» сидел Леонид Быков. Он погиб мгновенно. Уголовное дело тогда расследовал старший лейтенант милиции Виктор Чевгуз. Через несколько месяцев он пришел к выводу о том, что водитель грузовика не виновен в ДТП.

Процитирую фрагмент заключения судебной автотехнической экспертизы:

«Водитель ГАЗ-53 не имел технической возможности путем экстренного торможения избежать столкновения с «Волгой».

Получается, что Леонид Федорович допустил ужасную ошибку? Или режиссер был исправным водителем? В материалах дела есть важная деталь. Водительское удостоверение он получил еще в 1965 году в ГАИ Ленинграда. В талоне предупреждений, который прилагался к этому документу, — две «штрафные санкции». В 1965 и 1975 годах Быкова дважды останавливались милиционеры за нарушение правил обгона и маневрирования. В 1966 году в его талоне также сделали отметку — за нарушение правил проезда перекрестков и железнодорожных переездов.

Я пишу для того, чтобы показать: Леонид Федорович не хвастался своим именем, славой, как некоторые современные знаменитости и мажоры. После тех лет никаких замечаний к нему со стороны автоинспекции не было. Однако тот смертельный обгон на шоссе недалеко от Димера выглядит несколько странным. Хотя эксперты пришли к выводу, что и тормозная система, и рулевое управление быковской «Волги» на момент аварии были исправными.

Долгое время мне не давала покоя мысль, что со временем водитель того грузовика может рассказать больше. Он сменил место жительства, и мне не удалось найти его новый адрес. Водитель грузовика ни разу не давал комментариев, он как будто «растворился» в житейском море, куда-то исчез.

И все же настойчивые журналистские поиски увенчались успехом. Мне удалось разыскать этого водителя, пообщаться с ним. И он рассказал, что у него на душе после той аварии.

Водитель живет в небольшом городке в Киевской области. Я решил пригласить в поездку к нему бывшего следователя, который вел это дело — Виктора Степановича Чевгуса.

И вот мы у дома Сергея Колесниченко (фамилию я намеренно изменил по просьбе этого человека). Звоним в дверь квартиры. В ответ — тишина. «Иванович, наверное, в гараже с машиной возится», — говорят соседи.

Гаражные боксы жителей неподалеку от дома. Один из них был открыт. Заходим. И тут предстаёт картина кинематографического плана. В конце концов, она так детализирована, что никакой документальный фильм не смог бы передать их.

Представьте себе: двое мужчин стоят молча, не узнавая друг друга (столько лет прошло!). Первым «раскрылся» Чевгуз:

«46-й километр Димерской дороги. ДТП. Быков… Помните?».

Было видно, что после этих слов Колесниченко напрягся, от неожиданности просто замер на минуту, как статуя, остолбенел, а в взгляде появилась настороженность. Тихо произнес:

«Тот самый старший лейтенант. Следователь. Боже мой, а я же сам хотел вас найти…».

«Не волнуйтесь, Сергей Иванович, никто вас не собирается привлекать к ответственности. Я уже давно не работаю следователем, — объясняет тот. — Мы хотели вместе с вами поговорить об этом великом человеке, вспомнить…».

Это же надо: десятилетия прошли, а у водителя, где-то в глубине души, все еще остался страх перед следствием.

«После той аварии я поседел. Боль в сердце до сих пор. (Сергей Иванович достал пачку сигарет, закурил, — авт.). Скажите, ну почему именно я, а не кто-то другой оказался тогда на дороге Леонида Федоровича? Злая судьба? Трудно нести этот крест даже с годами, поверьте. Ох, и трудно».

«Сергей Иванович, ваша совесть чиста и перед Быковым, и перед его детьми. Вы ни в чем не виноваты», — говорит Чевгуз.

«А вы знаете, у меня до сих пор хранится справка, которую вы мне прислали в 1979-м. Сейчас скажу жене, она принесет».

Через полчаса бывший следователь держал в руках ту самую справку №14 от 10 июня 1979 года, пожелтевшую от времени, но аккуратную. Видно, что этот документ в семье Колесниченко бережно хранили. Потому что вдруг что-то передумают в правоохранительных органах. Житейская практика знает множество примеров о крутизне расследований и как неожиданно, жестко они влияли на человеческие судьбы. Поэтому подобные бумаги люди привыкли хранить