Историческое здание Киевской малой оперы, являющееся памятником архитектуры, заставляет говорить о безразличии и безответственности руководителей городских властей, отвечающих за сферу культуры
Еще 15 марта 2022 года во время вражеской ракетной атаки взрывной волной было повреждено здание оперы: выбито стекло, стеклопакеты, входные и внутренние двери, частично – крыша. Обрушилось облицовочное штукатурка на потолке холла в вестибюле.
За это время здание, расположенное на улице Дегтяривская, 5, так и не дождалось полноценного капитального ремонта.
«Каштан NEWS» уже дважды критически рассказывал о печальной судьбе оперы в материалах:
Киевская малая опера: почти забытая и брошенная на произвол судьбы;
Трагикомедия Киевской малой оперы
Что изменилось сегодня? Осенью 2024 года был проведен тендер, однако он предусматривал лишь замену окон, дверей и ремонт крыши. Конкурс выиграла компания «Интер-норм». 26 октября было подписано соглашение с фирмой на 589 тысяч гривен. А 21 ноября директор-художественный руководитель театра Алексей Прасол и руководитель предприятия «Интер-норм» Юрий Лысенко подписали дополнительное соглашение, согласно которому уменьшена общая стоимость ремонта – она составила 464 тысячи 468 гривен.
Хорошо, что эти работы были выполнены. А все остальное? Здание, которое является памятником истории и архитектуры, до сих пор без капитального ремонта. И это – большой позор и стыд.
Ободранная «сирота»
В очередной раз подчеркиваем: Киевская малая опера продолжает оставаться ободранной сиротой в «культурном» хозяйстве столицы.
Из Стратегического плана деятельности предприятия с 2023 по 2025 годы, который был согласован и утвержден в КМДА в декабре 2022 года, видно, что «зарплата в среднем составляет до 7 тысяч гривен в месяц. Штатный коллектив – директор, главный инженер, технические работники. Низкие зарплаты «негативно влияют на общую работу всего коммунального учреждения, не стимулируют работников театра к продуктивной работе, ослабляют мотивационные стимулы…», – говорится в документе.
Своей труппы в театре до сих пор нет. Зал сдают в аренду для спектаклей, которые здесь проходят. Несколько помещений на первом этаже арендуют предприниматели, разместив небольшие кафе. 15-20 лет назад здесь активно работали детские кружки, в которых педагоги обучали игре на музыкальных инструментах, время от времени устраивали обзоры-конкурсы юных талантов. И куда все эти добрые дела исчезли? Они «потонули» в холодных волнах безразличия, наживы, которые постоянно накатывались на город.
А так хорошо все начиналось
Как же в этом контексте не упомянуть такой факт.
В 2004-2005 годах городская рада создала коммунальное учреждение «Театрально-видовищный заклад культуры «Киевская малая опера»». В 2005 году коллективу учреждения было передано в оперативное управление здание на улице Дегтяривская, 5. Оно соседствовало непосредственно с трамвайным депо. Открывались блестящие перспективы для театра.
Тем более, что Киевская малая опера была создана по инициативе легендарной певицы, Народной артистки, Героя Украины Евгении Мирошниченко. Тогда, в 2005 году, Евгения Семеновна планировала поставить на этой сцене «Волшебную флейту» Моцарта, «Соломию» Штрауса, «Дейдамии» Генделя.
Однако городская власть и глазом не моргнула, чтобы финансово поддержать новый театр, предоставить ему максимальное содействие, оградив от всего злого, прежде всего, от застройщиков, у которых «разгорелся» большой аппетит на гектары земли, примыкающие к Малой опере. Рядом с оперным зданием соседствовало Лукьяновское трамвайное депо.
Финт с трамвайным депо
Какой же финт выполнили киевские городские управленцы во время мэрской каденции Александра Омельченко? Депо поспешно передислоцировали на Куренивку, а четыре гектара земли оперативно передали в аренду фирме «Будхол», которая вскоре начала здесь грандиозное строительство.
Расстояние от строительного забора до здания оперы – полметра, а то и меньше! На протяжении лет хозяева этого строительства не соглашаются отодвинуть его на определенное расстояние от здания театра. Даже судебные инстанции не поставили точку в этом вопросе – Фемида не увидела оснований, чтобы обязать «Будхол», который арендует земельный участок бывшего депо, согласовать с администрацией оперы границы землевладения. Тем временем в опере планировали пристроить к основному зданию даже помещение для сценической части. Это так и осталось на бумаге.
В 2008 году одиозный мэр Леонид Черновецкий был вынужден направить официальный ответ тогдашнему Президенту Украины Виктору Ющенко по поводу его поручения профинансировать ремонтно-реставрационные работы в здании Малой оперы. Черновецкий «расписывается» в бессилии городской власти, отмечая, что ООО «Будхол» отказывается согласовать границы земельного участка, необходимого для реконструкции учреждения культуры «Киевская малая опера».
Таким образом, город передал «Будхолу» четыре гектара (!), а для здания Малой оперы даже нескольких квадратных метров земли пожалели. Кому – все, а художественному учреждению, выходит, дырка от бублика. Разве это не трагикомедия?
В 2008 году Виктор Ющенко пишет главе столичной власти Черновецкому:
«Информация КМДА (о блокировке ремонтных работ в здании Малой оперы, – ред.) свидетельствует о пассивности киевской власти по обеспечению эффективной деятельности, направленной на выполнение поставленных мной задач».
И снова Ющенко пускает громовицу в этом письме:
«Принять конкретные меры по окончательному решению проблемы, поднятой Киевской малой оперой».
Трижды Ющенко обращался к столичным руководителям по этому поводу. И все было напрасно. Как горохом об стену. Струс воздуха.
Даже вывески на фасаде нет
Семнадцать лет прошло с тех пор. Сегодня, как и два года назад, театр встречает посетителей с поврежденным (от взрывной волны вражеской ракеты) потолком в вестибюле, с деревянными лестницами на второй этаж, которые на ладан дышат, с потрескавшимися и ободранными стенами внутри. Даже вывески на фасаде нет, что это – Киевская малая опера (еще один штрих к теме заботы столичных управленцев о сфере культуры).
На протяжении двух лет в вестибюле театра – поврежденный потолок. А если его обломки, не приведи Господь, кому-то упадут на голову? Вот таково оно, угрожающее, очаг культуры в центре столицы!
А попробуем открыть двери в коридор на первом этаже, где расположены кабинеты администрации театра. Дверных ручек нет! Только примитивные отверстия, которые позволяют открыть двери. В маленьком, узком коридоре – хаотичное нагромождение коммуникационных проводов из сетей. От увид