воскресенье23 февраля 2025
kriminal-tv.in.ua

Миф о левом и правом берегах Киева: между стереотипами и реальностью.

Киев – это не просто столица Украины, это – сердце страны, город с многовековой историей и уникальным культурным наследием. Его прошлое началось задолго до официальных упоминаний в летописях и легендах.
Миф о левом и правом берегах Киева: между стереотипами и реальностью.

Киев – это не просто столица Украины, это сердце страны, город с многовековой историей и уникальным культурным наследием. Его прошлое началось задолго до официального упоминания в летописях и легендах

Археологические находки свидетельствуют о том, что территория современного Киева была населена еще 15-20 тысяч лет назад. Однако Киев как город начал формироваться значительно позже, с приходом первых славянских поселений.

Согласно легенде, Киев основали три брата – Кий, Щек и Хорив, а также их сестра Лыбидь. Город получил свое название в честь старшего брата Кия. Легенда гласит, что место для поселения было выбрано не случайно: холмы правого берега Днепра создавали естественную защиту, превращая Киев в неприступную крепость. Эти земли, расположенные на правом берегу, и составили ядро древнего города, став его историческим и культурным центром. Левый берег Днепра долгое время оставался в стороне от городской жизни. Исторически он был менее заселен, представляя собой сельскую местность и пастбища. Присоединение территорий левого берега к Киеву началось лишь в советский период, во время активной урбанизации и строительства многоэтажных жилых массивов. Это преобразовало левобережье в преимущественно спальный район, тогда как правый берег сохранил статус делового и культурного центра.

Несмотря на различия в развитии, оба берега Киева имеют свои особенности. Правый берег сохраняет исторические памятники, такие как Андреевский спуск, Владимирская горка и Софийский собор, и одновременно предлагает разнообразие различных культурных учреждений. Левый берег, в свою очередь, предлагает современную архитектуру, просторные парки и атмосферные места для отдыха. Этот симбиоз создает уникальный городской колорит.

Такие различия между правым и левым берегами нередко становятся поводом для шуток и стереотипов. Например, Подол ассоциируется с креативной и хипстерской средой, тогда как Троещина обросла стереотипами о «гопниках». Конечно, реального конфликта между жителями берегов нет, однако стереотипы нередко искажают восприятие районов, закрепляя упрощенные и порой нереалистичные образы. Подобные шаблоны, хоть и служат основой для юмора и мемов, иногда мешают увидеть истинное разнообразие и богатство каждого района.

Истоки правобережья 

    

Правый берег Киева, исторический центр города, изначально заселялся благодаря своему выгодному географическому положению. Холмы, на которых возник Киев, создавали природные защитные барьеры, а Днепр предоставлял доступ к торговым путям. С VI века здесь появляются первые поселения славянского племени полян. Основное укрепление, известное как дитинец, располагалось на Старокиевской горе, где ныне – памятник князю Владимиру.

С IX века Киев становится центром Руси. В этот период на Подоле развиваются ремесленное и торговое поселение, куда приходили купцы из разных стран, в том числе Византии и Хазарии. XI век стал временем расцвета Киева. Князь Ярослав Мудрый способствовал строительству Золотых ворот и Софийского собора, а Печерская лавра, основанная в середине XI века, стала одним из крупнейших монастырей Восточной Европы.

В период монгольского нашествия Киев сильно пострадал, но постепенно восстанавливался, сохраняя статус важного религиозного и административного центра. В XIV-XV веках город входит в состав Великого княжества Литовского, а затем – Речи Посполитой. В это время Киев продолжает расти, особенно районы Печерска и Подола, где строятся многочисленные церкви и ремесленные мастерские.

XVIII век ознаменован строительством выдающихся архитектурных памятников, таких как Андреевская церковь и Киевская-Могилянская академия. С началом индустриализации в XIX веке правый берег Киева переживает экономический бум. Строительство железной дороги и появление киевского трамвая значительно улучшили инфраструктуру. На Подоле и Печерске начинают работать первые заводы, фабрики и мастерские, что привлекает рабочую силу и способствует урбанизации.

В советский период правый берег становится административным и культурным центром Киева. На месте исторических районов строят новые жилые кварталы, такие как Шевченковский и Соломенский, а также развиваются промышленные зоны. В 1960-е годы начинается строительство метро, которое соединяет правый берег с левым, решая проблему транспортного сообщения.

Собственно, правый берег – центр городской жизни. Здесь расположены ключевые достопримечательности, такие как Софийская площадь, Золотые ворота, Подол и многие другие, которые тесно связывают современность с прошлым. В то же время на правобережье расположены офисные центры, университеты, рестораны, культурные пространства, а также сосредоточены главные административные учреждения.

Историческое развитие левого берега

Левый берег имеет обратную сторону. Исторически люди начали заселять эту местность с XI века. Тогда здесь были большие луга, леса и многочисленные водоемы: озера Русановское, Дарницкое, Тельбин, а также реки Позняковка, Райдунка и другие. Однако заселение происходило довольно медленно, поскольку низменные местности левого берега часто затапливались во время разливов Днепра, что не давало возможности построить постоянное поселение.

Ситуация начала меняться в средние века, когда земли левого берега начали подчиняться монастырям – Николаевскому, Печерскому, Видубицкому, Братскому и другим. И чтобы иметь влияние на как можно большее количество крестьян, каждый из монастырей основывал слободы – поселения, которые на срок от 5 до 15 лет полностью освобождались от налогов и повинностей. Таким образом, с XVI века население левобережья стало расти.

0

Но, собственно, настоящий развитие началось после реформы 1861 года. Кроме сельского хозяйства, на левом берегу начали возникать первые ремесленные мастерские, а близость левобережья к киевским рынкам и ярмаркам давала возможность крестьянам иметь более-менее стабильный доход. В 1870 году открылся Дарницкий железнодорожный мост через Днепр, также известный как мост Струве (Мост трижды пострадал: во время польско-советской войны и Второй мировой – при отступлении советских войск из Киева, но окончательного удара он понес при отступлении гитлеровцев в 1943 году. Мост Струве восстановить снова не удалось, поэтому в 1951 году был построен Дарницкий мост).

Еще один важный момент произошел в 1923 году: по административной реформе большая часть левобережья, ранее входившая в состав Черниговской губернии, была присоединена к Киеву. Однако урбанизация началась только в советский период, когда левый берег начал масштабно застраиваться.

1

Чтобы решить проблему жилищного кризиса в Киеве, на месте бывших слобод и лугов начали строить масштабные жилые массивы, такие как Русановка, Березняки и Троещина. Застройка осуществлялась на намытых территориях, укрепленных для защиты от разливов Днепра. Например, Русановка, с ее живописными каналами и фонтанами, была задумана как «Киевская Венеция».

Население увеличивалось, и левый берег постепенно превратился из сельской окраины в полноценную часть столицы. В 1970-е годы на левый берег Киева провели линию метро, строили новые мосты, а на Троещ