Оккупанты разрушили привычную жизнь украинцев, но не сломили нашу волю к борьбе
Война движется неумолимым катком, часто разрушая все на своем пути. Как выстоять в таких условиях и начать с нуля разрушенный бизнес, восстановить его?
Об этом и многом другом рассказал журналистам ютуб-проекта «Каштан. Бизнес» совладелец киевского швейного цеха «Велма» Андрей Акопов, который более 26 лет производит одежду, а сейчас он — военнослужащий-минометчик ВСУ.
Как начинался бизнес
Родители Андрея создали швейный цех «Велма» в 1997 году. Изначально это было предприятие по пошиву школьной формы для детей начальных классов. Достаточно долго они находились в этой нише, шили одежду более 20 лет. А затем школьная форма стала менее популярной.
«И в этот период я подключился к управлению бизнесом и ориентировал предприятие на пошив под заказ. А заказом были женские блузы, изготовление которых требует определенных особенностей: предварительной разработки лекал, ткани, фурнитуры, клеевых материалов и т.д.», — делится воспоминаниями Андрей.
Позже предприятие сменило адрес, переехав из Дарницкого в Днепровский район. Поэтому нужно было сначала формировать команду.
«Начал менять вебсайт. Собирал сначала какие-то крошечные фотографии с производства, пытался на ощупь понять, что должно быть по сути. Вебсайт был для нас единственным каналом, от которого могли оттолкнуться…. А в феврале (2022 года, – ред.) произошла такая беда для нашей страны. В этот момент я не знал, как себя применить для своего бизнеса. Потому что швеи разъехались, а цех не занимался производством военной формы, которая была нужна армии. К тому же было сложно с материалами. Поэтому я принял для себя решение, что наибольшая польза будет от меня, если я вступлю в ряды Вооруженных Сил Украины», — вспоминает собеседник.
От портного — до минометчика
В настоящее время Андрей – военнослужащий 125-й бригады. Служит на должности главного сержанта – командира миномета.
По словам защитника, ему уже пришлось побывать и на донецком, и на харьковском направлениях, а сейчас — на запорожском.
«Работа минометчика заключается в том, что необходимо заступать на дежурство на позицию, некоторое время ты должен быть на базе», — объясняет военный.
Но, отмечает он, старается находить время, чтобы уделить внимание бизнесу.
«В свободное от дежурства время могу уделить внимание своему бизнесу: либо продвижению его в сетях, либо поиску какой-то интересной информации, публикаций и т.д. Сейчас нахожусь в отпуске, который провожу в основном за любимым делом», — раскрывает секрет предприниматель.
Возвращение родителей и восстановление работы предприятия
Война сорвала многих украинцев с насиженных мест. Не исключением стали и родители Андрея: они были вынуждены уехать за границу, но уже через полгода вернулись в Украину.
«Конечно, цех был пустым. Родители отдали большую часть своей жизни этому предприятию. Поэтому для них было нормальным вернуться и попробовать еще раз что-то начать. Были помещения, оборудование, какие-то заказы, которые ждали, пока владельцы вернутся. Было и двое людей, которые ждали их возвращения. Так из одного заказа начался новый движ.
А когда работа идет, то это вдохновляет», — рассказал Андрей Акопов.
Параллельно он начал давать рекламу в соцсетях о том, что цех восстанавливает работу и ждет заказов, просил маму делать фото. Так продолжалось, пока молодой человек не наткнулся на объявление о государственном гранте для ветеранов и их семей.
«Он был на сумму от 500 тысяч до миллиона гривен, — вспоминает Андрей. — И я подал документы на сумму 500 тысяч гривен. Одним из главных условий было трудоустройство людей».
В результате «ставка сыграла»: предприятие получило грант на сумму, на которую рассчитывали его владельцы.
«Мне удалось убедить центр занятости в четком понимании своего бизнес-плана. Мы довольно быстро трудоустроили людей, в том числе внутренне перемещенных лиц. А на грантовые средства приобрели некоторое оборудование, что-то модернизировали. Это позволило расширить ассортимент, повысить свою производственную мощность», — рассказывает о новом дыхании семейного бизнеса сержант ВСУ.
Конечно, появились не только новые заказчики, но и новые требования к качеству продукции.
«Это тот уровень, на который мы сейчас вышли. Я бы хотел, чтобы у нас была собственная линейка, собственный бренд. Потому что когда есть свой бренд, это есть стабильность. Пока — это мечта. Но я бы посоветовал предпринимателям пробовать и самостоятельно искать пути. Это — ключ к пониманию и успеху. Нужно просто максимально пробовать и делать», — резюмировал портной Андрей Акопов, который временно сменил швейную машинку на миномет, чтобы приблизить нашу победу над российскими оккупантами.
Подробнее смотрите в новом выпуске ютуб-проекта “Каштан. Бизнес” по ссылке