Киев остался единственным городом в Украине, где коммунальный транспорт останавливается во время воздушных тревог
В среду, 29 января, в столице прошел «круглый стол» на тему «Обеспечение надежной работы общественного транспорта во время воздушных тревог в Киеве». В мероприятии приняли участие глава КМВА Тимур Ткаченко, первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник, директор транспортного департамента КГГА Руслан Кандибор, а также транспортные эксперты, юристы и представители общественных организаций.
Почему в Кличко продолжают настаивать на остановке движения транспорта во время тревог, что предлагают по этому поводу эксперты и что планирует делать с этим новопризначенный глава военной администрации – читайте в новом материале Каштан NEWS.
Цена транспортного коллапса
На сегодняшний день Киев является единственным городом в Украине, где все еще останавливают общественный транспорт во время воздушных тревог. Для мегаполиса, разделенного Днепром, это представляет собой огромную проблему, в том числе и экономическую, однако никаких расчетов убытков, которые столица несет в результате этого решения, городские власти до сих пор не обнародовали.
Вместо этого приблизительные подсчеты озвучил во время «круглого стола» представитель ГО «Пассажиры Киева» Александр Рак.
«Мы подсчитали, что за год (в результате остановки общественного транспорта во время воздушных тревог, – ред.) было недовыпущено 2,5 миллиарда гривен валового регионального продукта», – сказал он.
В свою очередь, первый заместитель председателя КГГА Николай Поворозник сообщил, что на дотацию коммунального транспорта в прошлом году было перечислено почти 8 млрд гривен, а на этот год планируют 9 млрд, хотя в перспективе эта цифра может вырасти до 11 млрд. Однако какая именно доля убытков, которые приходится покрывать таким образом, возникла именно из-за остановки движения во время тревог, Поворозник не уточнил.
«Конечно, из-за остановки общественный транспорт несет убытки. Но первоочередная задача для нас – безопасность пассажиров. Если мы говорим о потерях для коммунального транспорта, то я спрошу о другом: скажите мне, какая цена человеческой жизни? И кто должен заставить водителя автобуса, троллейбуса или трамвая пренебрегать безопасностью и ехать во время воздушной тревоги?» – спросил он.
В ответ присутствующий глава бюджетной комиссии Киевсовета Андрей Витренко отметил, что опасность не уменьшается от того, что десятки тысяч киевлян после объявления тревоги вынуждены стоять на остановках, которые не оборудованы укрытиями.
«Согласно аналитическим отчетам общественных организаций, занимающихся сферой транспорта Киева, примерно от 80 до 100 тысяч людей одновременно находятся в городе и пользуются общественным транспортом во время объявления воздушной тревоги», – сказал Андрей Витренко.
Одновременно депутат спросил у директора транспортного департамента КГГА Руслана Кандибора, сколько раз тот обращался к Киевсовету, в частности к бюджетной комиссии с предложением об устройстве укрытий на остановках общественного транспорта. На это Кандибор сослался на отсутствие сертифицированных сооружений.
«Сегодня нет ни одного сертифицированного сооружения, которое можно было бы установить на остановке. Если будет такое доказано и будет такая возможность установить такое сооружение, мы будем ходатайствовать о выделении средств и проведении таких работ», – пообещал он.
В то же время Кандибор невольно «слил» своего единомышленника Николая Поворозника, озвучив количество водителей, которые согласны работать во время воздушных тревог без какого-либо принуждения.
«Мы проводили опрос среди водителей, как они относятся к движению во время воздушной тревоги. И 80 процентов водителей сказали: «Нам все равно, можем ехать, но никакой ответственности за это не будем нести», – сказал глава транспортного департамента.
Предложения и замечания
Во время обсуждения сторонники отмены остановки транспорта неоднократно отмечали представителям КГГА, что во время воздушной тревоги по городу свободно ездят маршрутки и такси, и киевляне вместо того, чтобы идти к укрытиям (которых на остановках нет), просто пересаживаются с коммунального транспорта на коммерческий.
Эксперт ГО «Пассажиры Киева» Александр Рак предложил компромиссный вариант: останавливать коммунальный транспорт только в случае повышенной опасности, как это делают в Ивано-Франковске.
«Они разработали следующую схему: есть определенная процедура, когда военные сообщают администрации, что, условно, ракета летит на Франковск. И они уже в ручном режиме останавливают транспорт. А в общем он во время воздушной тревоги курсирует дальше», – рассказал Александр Рак.
По его словам, ГО «Пассажиры Киева» предложили Киевской городской военной администрации внедрить в столице аналогичный алгоритм.
«Два уровня опасности: обычная воздушная тревога и повышенная опасность. И в соответствии с этими уровнями происходят определенные действия. То есть при желтом уровне водитель должен понять, какие следующие укрытия у него есть по маршруту, а если будет красный уровень – уже сразу останавливать транспорт возле укрытия», – объяснил эксперт.
Однако этот вариант раскритиковал юрист и военнослужащий Александр Строкань.
«К сожалению, это невозможно. На сегодняшний день Воздушные силы не могут прогнозировать даже близко то, будет ли у нас сейчас какой-то желтый уровень опасности, а потом повышенный уровень. Потому что баллистическая ракета очень быстрая – до 8 000 км в час. Соответственно, сейчас оператор в Воздушных силах ее увидит, а потом раз – и она уже в Киеве буквально через тридцать секунд», – сказал он.
Вместо этого Александр Строкань предложил усилить защиту кабины водителя от возможного падения осколков и одновременно увеличить количество муниципального транспорта, но при этом позволить водителю во время тревоги брать лишь такое количество пассажиров, которое соответствует количеству сидячих мест.
Вопрос ответственности
Глава КМВА Тимур Ткаченко, выступая во время обсуждения, отметил, что КГГА до сих пор не объяснила, на основании чего принималось решение о запрете движения коммунального транспорта во время воздушных тревог.
«Первое, с чего я начал анализ данной ситуации, – это официальные документы и информация, которую я запросил как новый глава военной администрации, и на основании которой было принято соответствующее решение. Следует отметить, что кроме самого решения, никаких аналитических или информационных материалов предоставлено не было. Позиция военных на сегодняшний день также не была официально предоставлена для того, чтобы принималось соответствующее решение. Поэтому, на мой взгляд, с этим вопросом нужно разбираться более детально», – сказал Тимур Ткаченко.
Также он вернулся к тезе о якобы отсутствии сертифицированных защитных сооружений, которые можно было бы установить на остановках общественного транспорта.
«Когда общался с представителями администрации, мэром города, мне говорили о том, что нет соответствующих ДБН, хотя это не является правдой, потому что ДБН (государственные строительные нормы, – ред.) применяется исключительно для строительства, а речь идет о сооружениях, в соответствии с которыми есть ДСТУ (государственные стандарты Украины, – ред.) и опыт других городов, и довольно успешный», – подчеркнул Ткаченко.
Начальник КМВА отметил, что при отсутствии укрытий принудительная высадка пассажиров во время воздушной тревоги только подвергает людей дополнительной опасности.
«Понимаю, для чего это решение