воскресенье23 февраля 2025
kriminal-tv.in.ua

Почему склоны Киевского фуникулера оказались под угрозой уничтожения?

Высотное здание закроет вид с Почтовой площади на Андреевскую церковь.
Почему склоны Киевского фуникулера оказались под угрозой уничтожения?

Высотка закроет вид с Почтовой площади на Андриевскую церковь

Очередной “архитектурный” скандал назревает в Киеве. Общественность неожиданно узнала, что территорию первой нижней станции киевского фуникулера и прилегающий склон планируют передать под строительство офисного центра и жилья.

Земельные участки, запланированные под застройку, расположены в пределах центрального исторического ареала Киева, на территории историко-архитектурного заповедника «Древний Киев», а также памятника истории и ландшафта «Исторический ландшафт киевских гор и долины реки Днепр», где любое новое строительство запрещено.

«Каштан NEWS» изучал ситуацию.

Помог случай

О намерениях киевской власти застроить склоны у фуникулера столичные активисты-охранители памятников узнали случайно: во время мониторинга официального сайта КГГА неожиданно наткнулись на информацию, что на заседании комиссии Департамента по вопросам охраны культурного наследия планируют вынести на рассмотрение вопрос по этому земельному участку по адресу Боричев узвіз, 4-а.

«Мы начали искать, выяснять, а что же на этом земельном участке есть. И оказалось, что там два участка, на одном из которых уже расположены объекты недвижимости, а другой – пока условно свободен: на нем расположено какое-то старое здание, которое несколько раз перестраивалось», – рассказал активист ГО «Наследие» Анатолий Погорилый.

Новый памятник истории

По словам активиста, поиски в архивах информации о доме дали довольно интересные результаты. Как выяснилось, первое упоминание о нем датируется 1882 годом.

Позже охранители памятников узнали, что это здание с момента постройки (ориентировочно между 1830 и 1840 годами) имело один этаж. Но в 1860 году достроили второй. А вот наибольших изменений здание претерпело после Второй мировой войны. Примерно в 60-х годах прошлого века его облицевали керамическим кирпичом, а с одной стороны добавили железобетонные лестницы.

Из-за этого, отметил Анатолий Погорилый, объект выглядит довольно неприметно и вообще трудно сказать, в какой период он был построен.

Тем не менее, внутри дом имеет деревянную конструкцию. Именно по этой древесине, отмечает собеседник, ее типом и формой можно установить, что это – довольно старая постройка, которой уже почти 200 лет. Такое открытие и стало поводом для того, что активисты подняли информационную волну обеспокоенности по поводу дальнейшей судьбы дома. Ведь сооружение интересно как объект исследования, а его историческая ценность может быть достаточно значительной.

Как предполагает Анатолий Погорилый, если на ближайшем пленарном заседании сессии Киевского городского совета будет поддержан проект решения о предоставлении дому статуса исторического наследия, то здание могло бы получить охранный ордер памятника.

Из рук в руки

Выяснив происхождение дома, активисты установили, что в начале 2000-х годов этой территорией владели аффилированные со Службой безопасности Украины структуры, которые по инвестиционному договору планировали здесь жилое строительство, которое предусматривало предоставление служебных квартир своим сотрудникам. А часть площадей планировали реализовать для коммерческих нужд.

Однако вскоре от этой идеи отказались. Вероятно, на это повлияла большая количество охранных зон вокруг будущего дома и связанные с ними различные ограничения. Позже участок несколько раз сменял своего владельца, пока не оказался в руках ТОВ «Скиф-2004», которое и планирует ныне возвести здесь массивное восьмиэтажное офисно-жилое здание.

Угроза существованию фуникулера

Тем не менее, не только исторической застройке угрожает реализация очередного «амбициозного» проекта новостройки. Выбранное под строительство место также историческое: здесь до 1928 года располагалась первая станция фуникулера. И сегодня участок, на котором запланировано новое строительство, используется во время проведения ремонтных работ на фуникулере. В частности, отсюда осуществляется демонтаж вагонов. Поэтому возникает логичный вопрос: как в случае застройки будут выполняться ремонтные работы?

«Если застроить этот участок, то, в принципе, из любой другой точки достать вагоны будет очень трудно, если невозможно вообще, – отмечает представитель общественной организации. – По логике, здесь первой должна была забить тревогу администрация фуникулера, а не охранители памятников».

Тихое место злая судьба

Улица Боричев Тик – довольно неприметная и тихая. Учитывая это, она сохранила много исторических зданий. Однако сегодня она не так туристична, как другие улицы современного Подола.

Боричев Тик, обращает внимание Анатолий Погорилый, очень испорчен частными усадьбами, которые построили здесь за последние 20 лет. В результате, в начале этой улицы, со стороны Андриевского узвоза, сохранились лишь два старых здания, которым по 150 лет и которые несколько раз поджигали, пытаясь таким образом довести их до уничтожения. Потенциально эти здания тоже могли бы получить статус памятников истории. Чуть дальше уцелела и имеет охранный документ одноэтажная постройка, которой может быть более 200 лет.

«То есть улица играла важную роль в истории Киева XIX века, но сегодня от нее мало что осталось. А незаметное географическое расположение делает улицу уязвимой перед застройщиками. Поскольку для общественности уничтоженный объект открывается лишь после того, как все произошло и началось новое строительство. Поэтому трудно контролировать процессы, которые там потихоньку происходят», – резюмировал охранитель памятников.

Движущиеся склоны

Стоит отметить, что не только существованию исторической памятки и фуникулера может угрожать новостройка в случае, если киевская власть все-таки даст ей «зеленый свет». Как подчеркивают специалисты, застройка прибрежных склонов Киева может спровоцировать активизацию сдвигов в результате повышения уровня грунтовых вод. В частности, об этом постоянно говорят геологи и диггеры, которые исследуют столичные подземелья. Ведь старый Киев пронизан дренажными туннелями, которые подчас активно разрушаются и в результате отсутствия надлежащего надзора за ними, и в результате действия подземных вод и строительства на склонах.

Именно активная, хаотичная и бесконтрольная застройка является главным фактором, провоцирующим движение грунта на склонах днепровых круч. Недаром же наши предки воздерживались от застройки этой местности. Так что, если городская власть не прислушается к советам специалистов, через 10-20 лет остатки старого Киева просто исчезнут. А как утверждают охранители памятников, в столице лишь один-два процента старых домов не представляют никакой архитектурной или исторической ценности.

Евгений ДЕМЯНОВ