Проблема транспортного паралича постепенно становится удавкой для киевлян
Автомобильные пробки давно стали главной болью киевлян: как тех, кто имеет собственные автомобили, так и тех, кто вынужден мучиться от заторов, чтобы добраться до нужного места на общественном транспорте.
В чем причина медленного трафика в столице, и может ли Киев избавиться от пробок, выяснял Каштан NEWS.
Жизнь в пробке
Специалисты исследовали, что среднестатистический киевлянин тратит в среднем на 46 процентов больше своего времени, находясь в пути из-за пробок. А в час пик задержка на пути к работе или домой увеличивается на 94 процента. В целом в пробках киевляне проводят до десяти дней в году.
Если эти часы перевести в денежный эквивалент, то, по подсчетам экономистов, столичные пробки обходятся бюджету в 91 тысячу средних стоимостей часа работы киевлянина, что в абсолютных цифрах в масштабах города составляет почти 7,8 млн грн потерь в час.
Состоянием на прошлый год в Киеве насчитывалось почти 1,2 миллиона автомобилей. Также стоит учитывать, что в столицу ежедневно приезжают на работу на собственных автомобилях жители пригородных населенных пунктов, а по городу курсирует еще и транзитный транспорт.
Киев становится маленьким
Главной причиной возникновения пробок является то, что в город заезжает гораздо больше автотранспорта, чем его могут пропустить улицы. Такое мнение высказал транспортный эксперт, соучредитель ГО «Пассажиры Киева» Александр Гречко.
По мнению эксперта, в Киеве также большое количество местных жителей ежедневно пользуются собственными автомобилями. В то же время в Европейском Союзе наблюдается иная тенденция: города вкладывают средства в альтернативы частному автотранспорту. Прежде всего, в качественный общественный транспорт и развитие велосипедной инфраструктуры.
Короткие дистанции — большая загруженность
Как свидетельствуют исследования, подавляющее большинство городских жителей, в том числе и киевлян, совершают поездки на автомобилях на короткие расстояния. Согласно статистике, чаще всего пятиместный автомобиль перевозит в среднем полторы человека.
Как объясняет эксперт, как минимум 10 квадратных метров пространства города занимает одно транспортное средство, которое везет одного человека. А общественный транспорт, занимающий в пять раз большую площадь, перевозит несколько десятков человек.
«Таким образом, в первом случае мы имеем неэффективное использование как транспорта, так и окружающей площади», — констатирует Александр Гречко.
Авто как пережиток прошлого
Почему у нас отдают предпочтение личному транспорту? Ответ прост.
«Как ни странно, — отмечает Гречко, — у наших людей еще со времен СССР довольно прочно укоренилась необходимость иметь собственный автотранспорт. Вспомните: тогда автомобиль для советского человека был роскошью, повышал статус владельца. Это сохранилось у украинцев и по сей день».
Старый конь далеко не уедет
Другой причиной тотальной автомобилизации Киева, как подчеркивает аналитик, является некачественный общественный транспорт, который предлагает на услуги городская власть.
«Это произошло из-за плохого внимания к этой сфере городской жизни со стороны органов власти. Соответственно, это также подтолкнуло многих к идее приобретения собственного автомобиля», — отметил Александр Гречко.
Есть и третий важный фактор, который актуализировался в последние годы и негативно повлиял на общественный транспорт. Это — неумелые управленческие решения. По словам Гречко, новые неприятности начались во времена эпидемии коронавируса, когда людям массово навязывали новые правила ограничения пользования общественным транспортом.
В настоящее время это вылилось в перекрытие отдельных автодорог и тотальную остановку пассажирского транспорта общего пользования во время воздушных тревог.
Все это, отметил эксперт, и сформировало привычку людей, что рассчитывать на общественный транспорт в Киеве не стоит, поскольку он ненадежен и подведет в неудобный момент.
«Без лишней иронии: люди молятся, когда садятся в метро, чтобы спокойно переехать с левого берега на правый или наоборот», — констатировал Александр Гречко.
В результате всех этих факторов, подчеркнул эксперт, мы получили увеличение автотранспорта и пробок в городе.
Чиновник должен ездить, как все
Еще одним фактором, на который также нужно обратить внимание, является то, что люди, которые управляют городом, используют для своих нужд исключительно служебный или личный автотранспорт.
«Поэтому они и не думают о развитии общественного транспорта, а если и думают, то их решения становятся далекими от реальности. Напротив, принимаются решения автомобилецентричного характера, что стимулирует новый виток приобретения гражданами собственного транспорта», — убежден Александр Гречко.
Мест нет, а парковаться надо
Другой стороной этой ситуации является чрезмерная плотность и хаотичность парковки городского пространства частным автотранспортом.
В Киеве сейчас дошло до того, что начали массово исчезать или портиться придомовые зеленые зоны, газоны. И этому также никто не собирается противодействовать на уровне города, соответствующих уполномоченных структур.
Как решить проблему пробок
Оставим тему общественного транспорта, о необходимости развития которого уже не раз говорили, но на это в коридорах Хрещатика, 36, упорно предпочитают не обращать внимания. Затронем несколько иной аспект.
По словам Александра Гречко, в Киеве сейчас разработано почти десяток концепций, которые предполагают создание десяти веломаршрутов, соединяющих спальные районы с центром. Из этого количества маршрутов лишь по одному есть хоть какое-то движение. Это — направление Троещина – центр. Но и его не завершили, и, очевидно, оставили до «лучших» времен.
«В центре города команда Кличко плохо-бедно как-то «натыкала» велодорожек. Однако до того центра города еще надо как-то доехать», — заметил собеседник.
В этом контексте Гречко отметил, что политика популяризации велосипеда в городе является несистемной, а скорее спонтанной работой. А то, что имеем, это, в основном, результат вмешательства общественности.
С другой стороны, отметил эксперт, городская власть провалила идею строительства так называемых перехватывающих парковок, которые еще несколько лет назад должны были построить на окраинах города, возле конечных станций метро.
Еще одной острой проблемой столицы является отсутствие четкой политики по созданию мест для парковки автотранспорта, а также устойчивого и понятного функционирования существующих мест парковки. Как известно, Киев разделен на три зоны парковки. В настоящее время Инспекция по парковке может охватить лишь так называемую первую зону, к которой относится центр. Таким образом, другие две зоны выпадают из поля зрения коммунальной службы. А этим пользуются те водители, которые привыкли бросать свои автомобили, где угодно и как угодно. Как отметил Александр Гречко, нарушения правил парковки стимулируют и диспозиции, существующие в Правилах дорожного движения. Это, например, парковка автомобилей на тротуарах.
«Поэтому мы имеем проблему, что у нас все пешеходные дорожки запаркованы машинами. Наверное, надо пересмотреть отдельные нормы путем внесения изменений в ПДР», — предлагает эксперт.
Изучая проблему пробок, необходимо учитывать еще и тот факт, что