Политическая нестабильность во Франции началась задолго до голосования о недоверии правительству. Экономические трудности и непопулярные решения властей усиливали давление на Эмманюэля Макрона с каждым годом его президентства.
Летом этого года политическая сила президента утратила большинство в парламенте. На досрочных выборах в Национальное собрание, нижнюю палату французского парламента, победил блок ультралевых партий «Новый народный фронт» под руководством Жан-Люка Меланшона. Альянс Эмманюэля Макрона «Вместе» занял вторую позицию, а ультраправое «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен и Жорданом Барделлой — третью.
Тем не менее, ни одна из политических сил не смогла набрать достаточное количество голосов для формирования парламентского большинства. Победители выборов требовали, чтобы президент назначил их представителя на пост премьер-министра. Однако Эмманюэль Макрон не удовлетворил требования ультралевых, назначив главой правительства Мишеля Барнье, представителя правоцентристской партии «Республиканцы», которая заняла лишь четвертое место на парламентских выборах.
Упорство Макрона подливало масла в огонь политического противостояния, фактически отправив «Новый народный фронт» в оппозицию. Сложилась ситуация, при которой у нового правительства не было парламентского большинства, поэтому досрочная отставка премьера Барнье была лишь вопросом времени. В итоге, он продержался на этом посту всего три месяца.
Французский парламент поддержал вотум недоверия правительству впервые с 1962 года. Еще более необычным стало объединение политических сил, добившихся отставки премьер-министра страны. На предыдущих парламентских выборах ультралевый блок «Новый народный фронт» координировал свои усилия с президентским блоком партий Эмманюэля Макрона, чтобы не допустить к власти ультраправое «Национальное объединение».
Однако на этот раз ультралевые и ультраправые выступили единым фронтом против президента и правительства. В условиях украинских реалий такой ситуативный альянс выглядел бы столь же странно, как объединение коммунистов с «Правым сектором».
С первого дня своего премьерства Мишель Барнье дал понять, что его приоритетом является сокращение дефицита французского бюджета. Новый премьер Франсуа Байру, вероятно, продолжит политику своего предшественника. Таким образом, план действий Барнье может стать не прошлым, а будущим для французской политической жизни.
В 2024 году бюджетный дефицит достиг 6,1% валового внутреннего продукта, что побудило Европейскую комиссию инициировать «процедуру чрезмерного дефицита» — более тщательный контроль за формированием бюджета Франции. Дефицит бюджета для стран-членов ЕС не должен превышать 3% ВВП для обеспечения финансовой устойчивости еврозоны и курса евро.
Предложенный правительством Барнье бюджет включал сокращение расходов на 40 миллиардов евро, в том числе на программы социального обеспечения. Также планировалось значительно повысить налоги, что обеспечило бы поступления в бюджет в размере 20 миллиардов евро в 2025 году. Эти непопулярные меры могли бы помочь правительству снизить дефицит бюджета до 5% ВВП и облегчить долговую нагрузку.
Франция ежегодно выплачивает иностранным кредиторам около 60 миллиардов евро для погашения процентов по кредитам. Это на 10 миллиардов больше, чем весь оборонный бюджет страны на 2024 год, который составляет 50 миллиардов евро. В этом году общий размер госдолга Франции перед иностранными кредиторами уже достиг 110% валового внутреннего продукта. Вместо того чтобы поддержать правительство в критический момент и проголосовать за бюджет на 2025 год, оппозиция решила добиваться отставки премьера, который предлагает непопулярные меры.
«Следующее правительство столкнется с теми же проблемами, которые придется решать. Отставка правительства не решит стоящие перед страной проблемы», — заявил Мишель Барнье после своей отставки.
Смена правительства лишь усугубляет ситуацию, ведь досрочные парламентские выборы не могут быть назначены ранее чем через 12 месяцев после предыдущих. Другими словами, рейтинги партий пока не имеют решающего значения, поскольку выборы могут состояться не раньше лета следующего года, а государственный бюджет на 2025 год все равно придется принимать. А если до конца этого года парламент не проголосует за бюджет на следующий год, то действие бюджета на 2024 год будет автоматически продлено до принятия нового бюджета, объяснил в разговоре с hromadske Леонид Литра, старший аналитик Центра «Новая Европа».
С такой политической конъюнктурой во Франции трудно представить, что следующее правительство сможет стабильно работать и удовлетворить всех. Однако для оппозиционных сил здесь тоже есть риски. Если они продолжат политические игры и атаки на президента Макрона, угрожая отправить в отставку очередное правительство, общество увидит, что оппозиция не стремится решать проблемы, а своими действиями лишь усугубляет ситуацию в стране.Леонид Литра, старший аналитик Центра «Новая Европа»
Скорее всего, к концу этого года уже будет сформировано новое правительство и принят бюджет на 2025 год, но вряд ли удастся избежать сокращения расходов, в том числе и на помощь Украине, отметил в комментарии hromadske Леонид Литра.
Украине следует быть готовой к тому, что Париж не сможет выполнить обещание о предоставлении Киеву 3 миллиардов евро военной помощи в 2025 году. Об этом еще в октябре этого года сообщил министр обороны Себастьен Лекорню.
«В начале 2024 года было решено, что ежегодная французская помощь Украине должна составлять 3 миллиарда евро. В реальности мы, вероятно, сможем предоставить Украине около 2 миллиардов евро в следующем году», — сказал Себастьен Лекорню 14 октября.
Сотрудничество в области обороны выгодно для обеих стран. Французский военно-промышленный комплекс получает заказы на производство боеприпасов, артиллерийских систем «Цезарь» и т.д. Приостановление такого сотрудничества из-за нехватки финансирования было бы не только антиукраинским, но и антифранцузским. Оппозиция не может выступать против того, чтобы французские компании поставляли оружие Украине и зарабатывали деньги. Следовательно, риски сокращения финансирования военной помощи существуют, но угрозы прекращения поддержки Украины со стороны Франции пока нет, несмотря на политический кризис и экономические трудности.Леонид Литра, старший аналитик Центра «Новая Европа»
Кроме того, смена правительства не повлияет на уровень политической поддержки, которую Франция оказывает Украине, поскольку именно президент, а не правительство или парламент, отвечает за вопросы обороны и внешней политики, а также назначает министров обороны и иностранных дел в правительстве.
Президент Макрон занимает последовательную проукраинскую позицию. Украина должна поблагодарить лидера Франции за предоставление крылатых ракет SCALP и другого оружия, а также за мощную дипломатическую поддержку на международной арене. Именно Франция первой в мире заявила о снятии каких-либо ограничений на нанесение ударов своими ракетами по военным объектам на территории россии. Макрон был первым европейским лидером, который предложил ввести войска стран-членов НАТО в Украину для защиты украинского суверенитета.
Не следует забывать, что президент Макрон активно помогает президенту Зеленскому налаживать контакты с новоизбранным президентом Соединенных Штатов Дональдом Трампом. Именно Макрон уговорил Трампа встретиться с Зелен