Все потрясения, пережитые Украиной, на мой взгляд, значительно способствовали развитию украинской музыки. В 2004 году возникла масштабная волна украинизации музыки, которая продолжается до сих пор. В 2014 году также наблюдалась значительная волна украинизации, которая не утихла. В 2022 году мы стали свидетелями еще более мощного процесса, связанного с тотальной украинизацией, который, наконец, завершил трансформацию украинских артистов.
Сегодня почти все украинские исполнители поют и пишут на украинском, а также на английском. Если кто-то решает создавать музыку на русском, он быстро оказывается в маргинальной позиции — его перестают воспринимать всерьез. Яркий пример — Луна. Даже в Украине ей почти не удается выступать, разве что на закрытых мероприятиях. Она гастролирует в Польше, Европе и, возможно, в Казахстане, где больше россиян.
Это реальность: на концерты наших артистов в Европе приходят россияне, и никто не может им запретить это делать. Однако важно обратить внимание на то, кто именно посещает эти концерты. Здесь начинается значительная разница.
Наш поп-олимп полностью изменился. Люди, которые раньше были в центре внимания, практически исчезли — лишь несколько остались. MONATIK, Тина Кароль и Артем Пивоваров по-прежнему на плаву. Но он — один из немногих, у кого еще до 2022 года были хиты на украинском радио. Эта ситуация сильно способствовала его росту. У людей есть спрос на такую музыку, и им нужен крупный поп-артист. Также «Океан Эльзы» сохраняет свои позиции.
Сейчас на поверхность выходят артисты, которые раньше могли рассчитывать лишь на небольшие залы в 100-200 человек. Их становится всё больше, и за ними интересно наблюдать. Теперь они смело стремятся к залам на тысячу человек, иногда даже к двум. KOLA, например, пытается собрать Дворец спорта. Такие исполнители, как она, раньше не имели таких возможностей. Latexfauna сейчас уверенно себя чувствует. Tember Blanche — заметный пример. YAKTAK и Shumei также добились значительного успеха. Все эти артисты занимают свои ниши благодаря тому, что определенные украинские поп-звезды уехали, а российские артисты перестали приезжать.
Их музыка качественная, что радует. Потому что «байрактарщина» не выжила, хотя очень хотела. Все думали, что нашли идеальную формулу: пишешь песню о Патроне или «байрактаре», и ты на всех радиостанциях. Однако народ оказался умнее, чем предполагали, и стал требовать что-то более качественное.
Сцена обновилась. Но, к сожалению, по состоянию на 2024 год, наблюдаются процессы, схожие с теми, что происходили в 2016-м, когда всё начало угасать. Бум закончился, новых артистов становится все меньше, а те, кто раньше собирал большие залы, не все могут это себе позволить. Мы видим волну отмен концертов и туров. ТЦК? Если бы это было связано с ним, то после первого концерта «Океан Эльзы» никто бы не пришел. Но они собрали пять Дворцов спорта, несмотря на обстоятельства.
Большинство украинских групп тихо исчезают. Никто не публикует посты с сообщением «Мы завершили свою деятельность», если это не какой-то суперпроект. Возможно, они надеются собраться и что-то сыграть. Однако, если проанализировать с 2000 по 2010 годы, станет очевидно, что большинство украинских групп уже не выступают. Исключение составляют лишь крупные имена, зарабатывающие музыкой. Если ты зарабатываешь музыкой, то обязан продолжать её делать.
Я думаю, что из всех существующих сейчас групп на сцене останется менее 10%. Возможно, даже менее 5%. Люди не представляют, сколько этих групп на самом деле. Кажется, что их 100-200, а их тысячи. Мы собираем таблицы с релизами и каждый месяц анализируем не менее 300 клипов, которые выходят. Альбомов — это тысячи. Многие даже не пробиваются через тысячу прослушиваний.
Клавдия Петровна фактически является почти независимой артисткой. У нее есть лейбл NEBO MUSIC, на котором она и OSTY. Трудно назвать это настоящим институтом, когда на лейбле всего один человек. Это не тот случай, если бы Миша Ясинский взял Клавдию Петровну и раскрутил её, имея опыт Макса Барских и Оли Поляковой. Это совершенно другой случай.
Интересно, как это будет выглядеть, когда все знают, что это Соломия. В принципе, эта информация утекла в медиа еще за полгода или восемь месяцев до этого. Просто людям действительно не важно, Соломия это или нет. Им интересна сама игра. И она классно разыграла эту игру, это правда.
Мне очень понравился концерт Клавдии Петровны. Я был там и много спорил с людьми, которые говорили, что это было плохо и что она плохо поет. Всё было замечательно, особенно для артистки, которая впервые дает концерт на 8000 человек. Там было и шоу, и постановка, и было видно, что они хорошо подготовились. Такие вещи всегда ценятся, когда видно, что люди не просто выступили, прорепетировав в гараже, а организовали настоящее шоу.
TikTok сработал и продолжает работать. Проблема в том, что не все понимают, как использовать TikTok, не у всех хватает на это сил. И не всем это действительно нужно. Это не панацея. TikTok не является тем, без чего ты не сможешь существовать. У тебя может быть успешная группа и без TikTok.
Сложность TikTok заключается в том, что трудно заставить людей смотреть то, что ты хочешь. Ты можешь записать видео, как пришел в магазин и накричал на сосиску — и это соберет 4 миллиона просмотров. А потом ты выкладываешь свою песню — и у неё три просмотра. Люди предпочитают смотреть, как ты кричишь на сосиску, а не на твоё творчество. Это большая проблема. Никто не может сломать эти алгоритмы. Либо ты работаешь системно, либо просто становишься вирусным с каким-то странным контентом, который просто «залетел».
Артистов, которым и так очень трудно, критикуют. Это негативно сказывается не только на тех, кто за границей, но и на тех, кто остался здесь. Это распространяется на всех, кто гастролирует за границей. Минкульт и так не оказывает нам помощи, а после этого ещё больше закручивает гайки со всем, что только можно. Последний раз, когда Минкульт изменил правила выезда, — это когда Щегель стал известен из-за того, что выехал. Таким образом, государство реагирует только на какие-либо публичные скандалы.
Меня очень удивила информация нового министра культуры о том, что не возвращается каждый пятый артист. Он также сообщил: я не знаю 90% имен, которые мне приносят. Все известные нам артисты, гастролирующие по Европе, возвращаются. Те, кто уехал, сделали это два года назад или в прошлом году. Мы знаем, что они уже не вернутся и не будут брать разрешения у Минкульта. Артисты, такие как «Друга Ріка», «Океан Эльзы», «Антитела», — постоянно ездят туда-сюда.
Из тех, кого я знаю, многие уехали в 2022 году. Возможно, и через Минкульт, это не исключено. Но я не думаю, что господин Точицкий сейчас говорит о разрешениях, которые выдавались в 2022 году. Это было бы очень удивительно. Поэтому, скорее всего, речь идет о каких-то других коллективах — не о тех, кого мы обычно идентифицируем с артистами. И тогда этот вопрос больше к Минкульту: почему он их выпускает и не проверяет, кто это за арти