среда16 октября 2024
kriminal-tv.in.ua

Жизнь под трубой-2: жители Киева требуют убрать асфальтный завод с Южной Борщаговки.

Несмотря на запрет, предприятие продолжает работать, отравляя воздух в окрестных районах.
Жизнь под трубой-2: жители Киева требуют убрать асфальтный завод с Южной Борщаговки.

Несмотря на запрет, предприятие продолжает работать, отравляя воздух в близлежащих районах

В первой части материала мы рассказывали о борьбе жителей Сирца и Куренивки с брухтосжигательным заводом «АДМ», расположенным в 140 метрах от жилых домов. После того как петиция инициативной группы собрала 6000 голосов, необходимых для рассмотрения столичными властями, в КМДА пообещали наконец остановить действие разрешения на выбросы загрязняющих веществ, выданного предприятию несколько лет назад.

Тем временем на сайте Киевского совета продолжается сбор подписей за перенос за пределы города еще одного завода – асфальтобетонного производства на Южной Борщаговке. Жители района жалуются на вонь асфальтового покрытия и сожженной резины от завода «АБЗ-1». В настоящее время петиция собрала более 4600 голосов, до окончания срока сбора подписей остается двадцать три дня.

Запрет – не преграда

В соцсетях жители Южной Борщаговки публикуют фото и видео труб асфальтобетонного завода на улице 9-го Мая, из которых валит дым. Вонь доходит даже до Відрадного: люди жалуются на плохое самочувствие, металлический привкус во рту и першение в горле. 26 июля этого года Госэкологическая инспекция Столичного округа провела на заводе «АБЗ-1» внеплановую проверку, которая обнаружила значительное превышение в воздухе токсичных веществ.

«По результатам проведенных измерений на стационарном источнике выброса №13 выявлено превышение величины массового расхода оксида углерода (г/с) в 15 раз (выделение – «Каштан NEWS») от установленного разрешением норматива», – говорится в публикации ДЕИ.

Оксид углерода (CO, угарный газ) – чрезвычайно токсичное вещество, которое даже при небольшом содержании в воздухе может вызывать удушье, головокружение и тошноту. Обнаружив превышение, инспекторы выдали предписание об устранении нарушений требований законодательства.

«Руководитель завода был привлечен к административной ответственности», – сообщили в Госэкологии.

Однако, несмотря на привлечение к ответственности и предписание, «АБЗ-1» продолжил работать. Он не остановил производство и после того, как глава Киевской городской военной администрации Сергей Попко своим распоряжением от 30 августа 2024 года приостановил действие разрешения на выбросы загрязняющих веществ, выданного предприятию. Что интересно, согласно документу, контроль за выполнением распоряжения Попко возложил на Владимира Прокопива – заместителя Кличко по вопросам осуществления самоуправления. Однако, или из-за большой занятости, или из-за путаницы с фактическим тривластием в Киеве, Прокопив с этой задачей не справился: завод как дымил, в буквальном смысле отравляя жизнь местным жителям, так и продолжает дымить.

Нетронутый асфальт

Между тем случай с загрязнением воздуха на Борщаговке – не первый скандал, в котором фигурирует ООО «АБЗ-1». В частности, согласно журналистскому расследованию Bihus.info, опубликованному в 2021 году, предприятие поставляло асфальт для строительства печально известного Подольско-Воскресенского моста. Тогда продукцию завода лоббировал субподрядчик строительства – ООО «Современная транспортная инфраструктура» Валерия Сировацкого. В 2020 году фирма Сировацкого заявила, что уложенное предыдущими подрядчиками асфальтовое покрытие моста является некачественным, и предложила положить свой асфальт – от завода «АБЗ-1».

Оценку качества старого асфальта заказали в Киевском НИИСЭ (КНДІСЕ), который возглавляет Александр Рувин. По данным Bihus.info, жена Рувина Галина тогда работала на «АБЗ-1». Как говорится в расследовании, посвященном вероятному незаконному обогащению семьи Рувиных, в 2021 году Галина пользовалась автомобилем Range Rover, оформленным на ООО «АБЗ-1», которое на тот момент принадлежало бывшему сотруднику КНДІСЕ Валерию Морошниченко.

В том году Министерство юстиции пыталось уволить Рувина с должности директора КНДІСЕ, однако увольнение не согласовал Виталий Кличко. В письме тогдашнему главе Минюста Денису Малюсте Кличко заявил, что Рувин является не только опытным и результативным руководителем, но и активным членом общественного Антикоррупционного совета при киевском городском голове (то есть при самом Кличко).

В результате Александр Рувин остался на своей должности, ООО «Современная транспортная инфраструктура» продолжает участвовать в тендерах, а завод «АБЗ-1», хотя и сменил владельца (по данным Opendatabot, с марта 2023 года им является Игорь Ковальский), но продолжает работать, несмотря ни на предписания Госэкологии, ни на распоряжения главы военной администрации.

Два завода – одна проблема

В настоящее время жители Южной Борщаговки вдохновляются примером своих товарищей по несчастью из Сирца, которым удалось собрать необходимые 6000 голосов под своей петицией с требованием остановить деятельность брухтосжигательного завода «АДМ». Более того, 7 октября директор Департамента охраны окружающей среды КМДА Александр Возный заверил в эфире телеканала «Киев24», что разрешение на выбросы вредных веществ для ООО «АДМ» будет остановлено.

По словам Возного, соответствующее распоряжение было опубликовано на сайте КМДА 4 октября.

«В течение десяти дней у предприятия есть, скажем так, требование остановиться», – сообщил он.

На сайте городской государственной администрации распоряжение о приостановлении действия разрешения для брухтосжигательного завода, находящегося на улице Сирецкая, действительно опубликовано: как и августовский документ по «АБЗ-1», оно подписано главой КМВА Сергеем Попко, а контроль за его исполнением возложен на того же Владимира Прокопива. Это сходство невольно наводит на мысль, что распоряжение по «АДМ» может столкнуться с той же судьбой, что и по «АБЗ-1», но попробуем быть оптимистами: иногда чудеса все-таки случаются. Даже в Киеве.

Тем временем, не надеясь на чудо, жители Южной Борщаговки планируют подготовить обращение в суд по фактам работы асфальтобетонного завода после приостановления разрешения 30 августа.

«Каштан NEWS» будет следить за развитием событий.

P.S. В день выхода материала в КМДА сообщили, что Департамент охраны окружающей среды обратился в Национальную полицию, городскую прокуратуру и Госэкологическую инспекцию с просьбой отреагировать на факт работы «АБЗ-1» после приостановления разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

«Департамент направил официальные письма в правоохранительные органы с просьбой о должном реагировании», – заявил во вторник, 8 октября, директор Департамента Александр Возный.

Юлия ТЄНЄНЬОВА